Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
четверти XIX века на Новую Землю отправлялись несколько экспедиций. Извест ны плавания с зимовкой штурмана Ф. Розмыслова, а также работа экспедиции Лудлова—Поспелова по поиску месторождений серебряных руд на Новой Земле и гидрографическая экспедиция лейтенанта А. Лазарева в 1819 году. Однако результаты этих и ряда других небольших экспедиций были весьма скромны. Огромный архипелаг, лежащий в непосредственной близости от Помор ского побережья, оставался практически неизвестным. Исключение составляли лишь небольшие участки западного побережья южного острова, более-менее освоенные иоморами-иромышленниками. Не было навигационных карт и хотя бы приблизи тельной описи северной части архипелага. Совершенно необследованным оставал ся восточный берег островов. Поэтому всё острее становилась проблема научных исследований на всём побережье европейской части Русского Севера и особенно на Новой Земле. Этого требовали также оживление промысловой деятельности в По морье и чрезвычайная необходимость закрепления за Россией всех арктических островов, а в первую очередь архипелага Новая Земля. В 1821 году Адмиралтейское ведомство выдало поручение архангельским влас тям снарядить и отправить экспедицию для описи Новой Земли. Начальником экс педиции был назначен капитан-лейтенант Ф. П. Литке —опытный морской офи цер, недавно вернувшийся из кругосветного плавания. Экспедиция снаряжалась в Архангельске энергично и обстоятельно под активным руководством и контролем её начальника. Для экспедиционного плавания на архангельской верфи было пост роено специальное судно —бриг, которое назвали «Новая Земля». Судно имело дополнительные подкрепления корпуса и прочную наружную обшивку, оббитую в подводной части медными листами с учётом предстоящего плавания во льдах. Его основные размеры: длина —24,5 метра, ширина —7,6, осадка —около 2,5 метра, грузоподъёмность —200 тонн. На судне имелись 4 малых весельных судна. В состав экспедиции входили кроме начальника и капитана брига Ф. П. Литке 4 офицера и 43 рядовых матросов. Капитан-лейтенант Литке лично подбирал офи церов и матросов в состав своего экипажа. Он также приглашал в плавания в каче стве ледовых лоцманов опытных мезенских промышленников, неоднократно ходив ших на Новую Землю. В частности, в экспедиции участвовали: мезенец Павел Откупщиков, житель Колы Матвей Герасимов и другие. Капитан Литке позднее отмечал, что кормщики «много способствовали успеху экспедиции». По настоятельным требованиям начальника экспедиция была обеспечена все ми необходимыми штурманскими инструментами, а также современными прибо рами для ведения научных исследований и наблюдений. В первое плавание бриг «Новая Земля» вышел 15 июля 1821 года. А всего капитан-лейтенант Ф. П. Литке совершил четыре плавания к берегам Новой Земли и завершил работу по описи её берегов 11 сентября 1824 года. Эта экспедиция внесла существенный вклад в изуче ние очень важного западного района Российской Арктики. Литке со своими помощ никами весьма обстоятельно определил и нанёс на карты западное побережье Новой Земли от Карских Ворот до мыса Нассау. Он также точно определил поло жение, описал и вычислил длину пролива Маточкин Шар, уточнил положение мыса Канин Нос, произвёл опись части Горла Белого моря, острова Колгуев, дополнил и исправил карты всего Мурманского побережья от Иокангских островов до устья реки Колы, а также осмотрел и частично описал участок северного побережья Коль ского полуострова к западу от Кольского залива до русско-норвежской границы. 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz