Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

прерывались большими участками открытой воды. Позднее эта земля была открыта и названа остров Врангеля. Так самоотверженными трудами россий­ ских моряков открывались и обследовались всё но­ вые районы Северо-Восточного морского прохода из Атлантического в Тихий океан. А немного ранее, в 1815—1818 годах, по инициа­ тиве канцлера Н. П. Румянцева была предпринята морская экспедиция на бриге «Рюрик» под коман­ дой капитан-лейтенанта Отто Ефстафьевича Коце­ бу с целью открыть с востока путь в Ледовитый оке­ ан. Две попытки капитана Коцебу пройти через Бе­ рингов пролив на запад к мысу Северному не увенчались успехом. «Рюрик» встретил на своём Капитан О Е Коцебу пути сплоченные тяжёлые льды и был вынужден отступить. Однако экспедиция сделала ряд важных географических открытий, как на севере в районе Берингова пролива, так и в южных морях. В частности, Отто Ефстафьевич Коцебу открыл на северо-западном побережье полуострова Аляска огромный залив, назван­ ный позднее его именем, составил наиболее точную карту Берингова пролива и се- веро-западной оконечности побережья Американского материка. В 1819 году в эти районы была направлена еще одна так называемая Северная экспедиция на военных шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под командой капитанов М. П. Васильева и Г. С. Шишмарёва. Мореплаватели предприняли не­ сколько энергичных попыток пройти с востока через Берингов пролив к устью Колымы, но достигнуть намеченной цели также не смогли. Дважды, в навигации 1820 и 1821 годов, войдя в пролив, они снова и снова устремлялись на запад, но всякий раз сплошные непроходимые льды вынуждали поворачивать обратно. Мор­ ской участок от мыса Шелагский в Восточно-Сибирском море до мыса Северный, что в Чукотском море, пока оставался недоступным для плавания судов... Да, экспедиция под руководством М. Васильева и Г. Шишмарёва не смогла пол­ ностью завершить программу открытия Северо-Восточного прохода. Однако она добыла новые неоспоримые доказательства существования морского пути из Тихо­ го океана в Северный Ледовитый —теперь в этом ни у кого не оставалось сомнений. Мореплаватели выполнили обширный объём научных работ, в частности, исследо­ вали ледовый режим Чукотского моря, обследовали большой участок Сибирского побережья к западу от мыса Дежнёва, открыли группу островов в Тихом океане. Российские моряки трудно, шаг за шагом, но приближались к решению главной за­ дачи —окончательному открытию Северо-Восточного морского прохода, который позднее получит звучное и гордое наименование: Северный морской путь —нацио­ нальная арктическая магистраль. Одновременно с исследованиями северо-восточных окраин России на западных рубежах Арктики тоже активно велись гидрографические работы. Экономические интересы и необходимость защиты северных окраин страны требовали продолжать исследования и обустройство на северо-западных окраинах, особенно на островах Новой Земли. Здесь следует отметить, что во второй половине XVIII и первой 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz