Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Однако энергичный предприниматель и смелый мореход Никита Шалауров с открытием следующей навигации продолжил плавание на восток. От Быковской протоки маршрут галиота «Вера, Надежда, Любовь» пролегал прямо к мысу Буор- хая и далее к устью реки Яна. Трудно и нескладно проходило плавание Никиты Шалаурова на восток. Нехватки продовольствия, частые недовольства людей, спеш­ но набранных в состав экипажа и неопытных в морском деле, задержки и прямые отказы властей в обеспечении путешественников необходимыми припасами задер­ живали, а иногда и откровенно срывали продвижение экспедиции к востоку. Дело доходило до того, что местные чиновники не только не оказывали помощь, но нео­ днократно избивали и выгоняли из присутственных мест руководителя похода. В частности, показателен один крайне вызывающий поступок колымских влас­ тей. Несмотря на указание сената о передаче бота «Иркутск» (бывшего экспедици­ онного судна отряда Дмитрия Лаптева) в пользование экспедиции, местные чинов­ ники категорически отказалисык'редать бот Шалаурову и обеспечить экспедицию продовольствием. Руководитель похода, правда с большим трудом, всё же приоб­ рел у местных жителей небольшое количество продовольствия, необходимое сна­ ряжение и в навигацию 1761 года (после двух трудных зимовок) снова вышел из Янского устья в море и двинулся далее на восток. Три месяца продолжалось плавание вдоль побережья Сибири. Периодически преодолевая трудные ледовые участки, Шалауров в сентябре, наконец, ввел судно в Колыму и поставил на очередную зимовку. Как и в первый раз, колымские чинов­ ники опять отказали в снабжении продовольствием, а кроме того, зазвав Шалауро­ ва в караульный дом, за отказ дать взятку «били смертьём». Да, глубоко прав был российский император Николай Павлович, бросив как-то в сердцах: «Россией все­ гда правил не государь, а столоначальник». Тут, что называется, —ни прибавить, ни убавить. А Шалауров после отказа местных властей оставил судно в одной из проток Колымы и, взяв с собой двух помощников, отправился пешком с Колымы в Якутск «...искать правду и управу на лихоимцев». Преодолев немыслимо трудный зимний путь по гиблому сибирскому бездорожью, путешественники, наконец, прибыли в Якутск. Но здесь они тоже не нашли поддержки. И тогда неустрашимый Н. Шалау­ ров двинулся далее на запад в Тобольск к сибирскому генерал- губернатору. Вот здесь, за тысячи вёрст от Колымы, он получил-таки понимание и поддержку властей. Генерал-губернатор Сибири Ф. И. Соймонов —достойный моряк, адмирал и человек передовых взглядов —понимал всю важность и целесообразность установ­ ления морского пути из средней Сибири на побережье Тихого океана. Он отправил Шалаурова в Москву в сенат с собственными поручениями. Спустя почти полгода, Никита Шалауров прибыл в первопрестольную и... предстал перед сенатом. Он подал своё прошение и представление губернатора Соймонова. Члены высшего го­ сударственного учреждения, вероятно, правильно поняли этого неуёмного путеше- ственника-предпринимателя и оценили его добрые намерения. Сенат вынес реше­ ние о поддержке купца Шалаурова и практически принял его экспедицию под своё покровительство, предоставив ей государственный статус. Тут, на наш взгляд, сибирский правитель, талантливый для своего времени администратор и энергичный руководитель, адмирал Соймонов допустил досадную «промашку». У него были большие полномочия и веские основания нанести реши­ тельный удар по преступно нерадивым чиновным ведомствам в Якутске и на Колы- 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz