Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ные плавания хорошо организованных и надлежаще снаряженных полярных экс­ педиций. Однако добавим, что высокие руководители Адмиралтейского ведомства более 100 лет не отваживались отправлять такие экспедиции для поисков Северо- Восточного прохода и последующего освоения Северного морского пути. А первой совершила такое плавание шведская экспедиция Норденшельда на шхуне «Вега», но это уже совершенно другая тема. Небывалые вояжи Никиты Шалаурова П осле завершения работ Великой Северной экспедиции плавания в Арктике во второй половине XVIII века продолжались. Значительно увеличился интерес к развитию морских сообщений между великими восточно-сибирскими ре­ ками и побережьем Тихого океана, а также Камчаткой и многочисленными остро­ вами. Заинтересованность в таких сообщениях подогревалась увеличением пуш­ ных, костяных и других промыслов на восточных окраинах Сибири. Удобных и обустроенных сухопутных и мореходных путей между этими обширными и бога­ тыми районами практически не существовало. Инициатором создания регулярного морского пути с Лены на Камчатку в обход Чукотского полуострова стал землепро­ ходец, промышленник, богатый сибирский купец Никита Шалауров. Совместно с другим купцом Иваном Баховым, тоже выходцем из Великого Устюга и долгие годы проживавшим в Сибири, они в 1749 году подали прошение камчатскому правителю разрешить им отправиться для «открытия новых земель, островов и неведомых берегов», но получили отказ. Отказал в прошении и иркутский вице-губернатор. Однако отчаянные купцы не удовлетворились отказами и обратились с проше­ нием в сенат. Намерение купцов поддержал сибирский губернатор Мятлев —чело­ век энергичный и предприимчивый. Он и сам выдвигал перед сенатом план актив­ ного морского сообщения между сибирскими реками и Камчаткой. Сенат внял про­ шению предпринимателей и, учитывая поддержку губернатора, согласился на отправку купцов на собственном судне в плавание из Лены вокруг Чукотского мыса в Камчатку. Удивления достойно отношение чиновных властей к инициативам предприим­ чивых русских промышленников-купцов, стремившихся на собственном судне про­ кладывать новые пути и «приискивать новые землицы под государеву руку...». Для того, чтобы осуществить небольшое на первых порах частное предприятие, пред­ приимчивые русские промышленники вынуждены были добиваться его разреше­ ния в сенате?! Ну, как бы там ни было, а купцы после решения сената заложили на средства, выделенные Шалауровым, экспедиционное судно. Вновь построенный галиот владельцы нарекли именем «Вера, Надежда, Любовь». Экипаж судна состоял из 73 человек: матросов и «работных» — промышленных людей. Первое плавание экспедиции Шалаурова-Бахова окончилось в устье Лены у Быковского мыса. Эта остановка с последующей зимовкой произошла из-за того, что Иван Бахов —один из инициаторов экспедиции, выразив недовольство экипажем, отказался идти далее. Да, это было прямое предательство, по крайней мере, в отношении своего партнёра. Надо полагать, что Бахов просто испугался далёкого, трудного и весьма рискованного плавания. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz