Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

бергена, хотя бы немного далее прошлогоднего, не удалось. Всё, чего смогли дос­ тигнуть отважные мореплаватели, это 80 градусов 30 минут северной широты. Далее путь кораблям перекрыли сплошные многолетние льды. Суда попали здесь в настоящую ледовую западню, из которой выбирались долго и с большим трудом. Выйдя из тяжёлых льдов, капитаны и штурманы экспедиции на специально собран­ ном совещании единогласно пришли к выводу, что из-за непреодолимых ледовых препятствий надлежит поворачивать назад. 10 сентября 1766 года экспедиция вер­ нулась в Архангельск. После обстоятельного, подробного изучения доклада об ус­ ловиях и результатах плаваний адмиралтейств-коллегия приняла решение прекра­ тить работы данной экспедиции. Да, льды в районе севернее Шпицбергена и далее на восток не раз и не два заставляли отступать даже ледокольно-транспортные корабли второй половины XX века. Тут вспоминаются некоторые события арктических плаваний в наши дни. В конце арктической навигации 1957 года высокоширотная океанографическая эк­ спедиция проводила исследования севернее Гренландии и Шпицбергена. Экспеди­ ционный корабль —современный дизель-электроход в процессе работ поднялся из­ рядно на север за 83-й градус широты и несколько неожиданно застрял среди чудовищных ледовых сморозей. Арктический паковый лёд в этом районе надо уви­ деть —описать многолетние торосистые глыбы невозможно. Две недели наше суд­ но дрейфовало в совершенно беспомощном состоянии, винт и руль заклинило напрочь. Наконец, дрейфом нас вынесло на кромку льдов, кстати, почти в том месте, откуда около 200 лет назад отважные российские капитаны Чичагов, Панов и Бабаев пытались пройти через центральную Арктику к Берингову проливу... Тут можно утверждать однозначно —гениальный учёный Михаил Ломоносов допустил в своё время крупную научную ошибку и, выражаясь по-современному, непроизвольно «подставил» заслуженного капитана В. Я. Чичагова и его помощни­ ков —российских моряков под несправедливые обвинения. Великий помор очень далеко опередил своё время и явно недооценил реальные возможности того флота. О каких плаваниях в этих районах Арктики на деревянных парусных судах XVIII века можно было вести речь?! Продолжая эту тему, можно лишь отметить, что со­ ставленная им замечательная инструкция «Морским командующим офицерам, от­ правляющимся к происканию прохода на восток Северным Сибирским океаном» оказалась бы весьма полезной капитанам современных атомных ледоколов. Вот эти, наши славные ледовые богатыри пройдут от Гренландии через Северный полюс до Берингова пролива, а если угодно и до северных американских морей: Бофорта, Баффина и далее —тут проблем нет. И всё же, несмотря на неуспех в решении главной задачи —пройти околопо­ люсной трассой от Шпицбергена к Берингову проливу, значение той экспедиции следует оценивать весьма положительно. Это была самоотверженная попытка рус­ ских моряков проникнуть в центральную часть Ледовитого океана. А на морских картах Севера России появился новый обширный регион —от Архангельска до се­ веро-западного побережья Шпицбергена. Экспедиция сделала первую и небезус­ пешную попытку изучения гидрометеорологического режима в районах, еще никем не посещаемых. А неудача, постигшая её, ничуть не смутила исследователей север­ ных окраин великой России. Она только подтвердила их решимость, что для даль­ нейшего обследования и изучения новых арктических трасс необходимы регуляр- 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz