Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
бергена, хотя бы немного далее прошлогоднего, не удалось. Всё, чего смогли дос тигнуть отважные мореплаватели, это 80 градусов 30 минут северной широты. Далее путь кораблям перекрыли сплошные многолетние льды. Суда попали здесь в настоящую ледовую западню, из которой выбирались долго и с большим трудом. Выйдя из тяжёлых льдов, капитаны и штурманы экспедиции на специально собран ном совещании единогласно пришли к выводу, что из-за непреодолимых ледовых препятствий надлежит поворачивать назад. 10 сентября 1766 года экспедиция вер нулась в Архангельск. После обстоятельного, подробного изучения доклада об ус ловиях и результатах плаваний адмиралтейств-коллегия приняла решение прекра тить работы данной экспедиции. Да, льды в районе севернее Шпицбергена и далее на восток не раз и не два заставляли отступать даже ледокольно-транспортные корабли второй половины XX века. Тут вспоминаются некоторые события арктических плаваний в наши дни. В конце арктической навигации 1957 года высокоширотная океанографическая эк спедиция проводила исследования севернее Гренландии и Шпицбергена. Экспеди ционный корабль —современный дизель-электроход в процессе работ поднялся из рядно на север за 83-й градус широты и несколько неожиданно застрял среди чудовищных ледовых сморозей. Арктический паковый лёд в этом районе надо уви деть —описать многолетние торосистые глыбы невозможно. Две недели наше суд но дрейфовало в совершенно беспомощном состоянии, винт и руль заклинило напрочь. Наконец, дрейфом нас вынесло на кромку льдов, кстати, почти в том месте, откуда около 200 лет назад отважные российские капитаны Чичагов, Панов и Бабаев пытались пройти через центральную Арктику к Берингову проливу... Тут можно утверждать однозначно —гениальный учёный Михаил Ломоносов допустил в своё время крупную научную ошибку и, выражаясь по-современному, непроизвольно «подставил» заслуженного капитана В. Я. Чичагова и его помощни ков —российских моряков под несправедливые обвинения. Великий помор очень далеко опередил своё время и явно недооценил реальные возможности того флота. О каких плаваниях в этих районах Арктики на деревянных парусных судах XVIII века можно было вести речь?! Продолжая эту тему, можно лишь отметить, что со ставленная им замечательная инструкция «Морским командующим офицерам, от правляющимся к происканию прохода на восток Северным Сибирским океаном» оказалась бы весьма полезной капитанам современных атомных ледоколов. Вот эти, наши славные ледовые богатыри пройдут от Гренландии через Северный полюс до Берингова пролива, а если угодно и до северных американских морей: Бофорта, Баффина и далее —тут проблем нет. И всё же, несмотря на неуспех в решении главной задачи —пройти околопо люсной трассой от Шпицбергена к Берингову проливу, значение той экспедиции следует оценивать весьма положительно. Это была самоотверженная попытка рус ских моряков проникнуть в центральную часть Ледовитого океана. А на морских картах Севера России появился новый обширный регион —от Архангельска до се веро-западного побережья Шпицбергена. Экспедиция сделала первую и небезус пешную попытку изучения гидрометеорологического режима в районах, еще никем не посещаемых. А неудача, постигшая её, ничуть не смутила исследователей север ных окраин великой России. Она только подтвердила их решимость, что для даль нейшего обследования и изучения новых арктических трасс необходимы регуляр- 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz