Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Так, для её последующего снабжения и необходимого обеспечения на острове Шпиц­ берген была создана специальная зимовочная база, а для её оборудования и снабже­ ния работали до пяти вспомогательных судов, которые перевозили всё необходи­ мое: избы, амбар, баню и различные припасы для будущей экспедиции. 9 мая 1765 года экспедиция капитана Чичагова на трёх кораблях вышла из Коль­ ского залива в море. Сделав небольшую остановку в бухте Клокбэй —на Шпицбер­ гене, суда отправились далее на север. Вскоре начали попадаться отдельные круп­ ные льдины, а 24 июля суда подошли к кромке сплоченных льдов и, маневрируя между отдельными ледовыми полями, пытались найти участки чистой воды для дальнейшего продвижения к северо-востоку. Кстати, в это время они уже находи­ лись на широте 80 градусов 26 минут. Так далеко на север прежде никто из русских моряков еще не заходил. Это был уже крупный успех экспедиции. Однако, несмот­ ря на многократные, настойчивые попытки мореплавателей, дальнейшее продви­ жение вперёд успеха не имело. Скорее наоборот —суда вместе со льдами упорно дрейфовали к югу. Попытки пройти к западу, в сторону Гренландского берега, тоже оказались безрезультатными. Моряков всюду встречали многолетние сплоченные льды. Постоянные наблюдения, в том числе и с наблюдательных «гнезд» на мачтах кораблей, нигде не обнаруживали даже небольших участков открытой воды. 29 июля после краткого совещания капитаны пришли к единому мнению, что далее на северо-восток, а также и к западу, «прохода во льдах нет». Было решено возвращаться в Архангельск, куда корабли экспедиции прибыли 20 августа. В сво­ ём итоговом рапорте и других составленных капитанами документах, отправлен­ ных в Петербург, В. Я. Чичагов решительно заявлял, что северный проход от Шпиц­ бергена в Тихий океан из-за непроходимых льдов невозможен. Однако адмирал- тейств-коллегия с такими выводами опытного моряка не согласилась и посчитала, что поворот обратно был сделан несколько поспешно. Да, с этим выводом адмиралтейских капитанов можно согласиться. Поворачи­ вать на обратный курс в конце июля руководители экспедиции несколько поторо­ пились. Практика плаваний к Шпицбергену, по крайней мере в наше время, пока­ зывает, что август и первая половина сентября —наиболее благоприятный период в части ледовой обстановки в районе между Шпицбергеном и Гренландией. Но оче­ видно и другое. Какой бы период арктической навигации ни был, но даже при са­ мых благоприятных погодных и ледовых условиях капитан Чичагов со своими по­ мощниками в плане прохода через центральный бассейн Ледовитого океана одно­ значно обрекали себя на неудачу. Увы! Эти высокоширотные арктические регионы с их многолетними паковыми льдами были абсолютно недоступны для парусных кораблей второй половины XVIII века. И, естественно, в неудаче того похода ника­ кой вины моряков нет. Они сделали всё, что могли, и даже более того. А обвинять начальника экспедиции в неудачном плавании, в том числе в трусости и прочих негативах со стороны вице-президента адмиралтейств-коллегии графа Чернышева, на наш моряцкий взгляд было некорректно и непозволительно. И всё же, чиновники в главном морском ведомстве решили: в следующем году повторить попытку достичь Камчатки через Ледовитый океан. Экспедиция в пре­ жнем составе 19 мая 1766 года снова вышла в плавание. Через месяц корабли опять прибыли в район между островами Шпицберген и Гренландия. Однако, несмотря на отчаянные попытки капитанов всех кораблей, пробиться северо-западнее Шпиц­ 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz