Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Так, для её последующего снабжения и необходимого обеспечения на острове Шпиц берген была создана специальная зимовочная база, а для её оборудования и снабже ния работали до пяти вспомогательных судов, которые перевозили всё необходи мое: избы, амбар, баню и различные припасы для будущей экспедиции. 9 мая 1765 года экспедиция капитана Чичагова на трёх кораблях вышла из Коль ского залива в море. Сделав небольшую остановку в бухте Клокбэй —на Шпицбер гене, суда отправились далее на север. Вскоре начали попадаться отдельные круп ные льдины, а 24 июля суда подошли к кромке сплоченных льдов и, маневрируя между отдельными ледовыми полями, пытались найти участки чистой воды для дальнейшего продвижения к северо-востоку. Кстати, в это время они уже находи лись на широте 80 градусов 26 минут. Так далеко на север прежде никто из русских моряков еще не заходил. Это был уже крупный успех экспедиции. Однако, несмот ря на многократные, настойчивые попытки мореплавателей, дальнейшее продви жение вперёд успеха не имело. Скорее наоборот —суда вместе со льдами упорно дрейфовали к югу. Попытки пройти к западу, в сторону Гренландского берега, тоже оказались безрезультатными. Моряков всюду встречали многолетние сплоченные льды. Постоянные наблюдения, в том числе и с наблюдательных «гнезд» на мачтах кораблей, нигде не обнаруживали даже небольших участков открытой воды. 29 июля после краткого совещания капитаны пришли к единому мнению, что далее на северо-восток, а также и к западу, «прохода во льдах нет». Было решено возвращаться в Архангельск, куда корабли экспедиции прибыли 20 августа. В сво ём итоговом рапорте и других составленных капитанами документах, отправлен ных в Петербург, В. Я. Чичагов решительно заявлял, что северный проход от Шпиц бергена в Тихий океан из-за непроходимых льдов невозможен. Однако адмирал- тейств-коллегия с такими выводами опытного моряка не согласилась и посчитала, что поворот обратно был сделан несколько поспешно. Да, с этим выводом адмиралтейских капитанов можно согласиться. Поворачи вать на обратный курс в конце июля руководители экспедиции несколько поторо пились. Практика плаваний к Шпицбергену, по крайней мере в наше время, пока зывает, что август и первая половина сентября —наиболее благоприятный период в части ледовой обстановки в районе между Шпицбергеном и Гренландией. Но оче видно и другое. Какой бы период арктической навигации ни был, но даже при са мых благоприятных погодных и ледовых условиях капитан Чичагов со своими по мощниками в плане прохода через центральный бассейн Ледовитого океана одно значно обрекали себя на неудачу. Увы! Эти высокоширотные арктические регионы с их многолетними паковыми льдами были абсолютно недоступны для парусных кораблей второй половины XVIII века. И, естественно, в неудаче того похода ника кой вины моряков нет. Они сделали всё, что могли, и даже более того. А обвинять начальника экспедиции в неудачном плавании, в том числе в трусости и прочих негативах со стороны вице-президента адмиралтейств-коллегии графа Чернышева, на наш моряцкий взгляд было некорректно и непозволительно. И всё же, чиновники в главном морском ведомстве решили: в следующем году повторить попытку достичь Камчатки через Ледовитый океан. Экспедиция в пре жнем составе 19 мая 1766 года снова вышла в плавание. Через месяц корабли опять прибыли в район между островами Шпицберген и Гренландия. Однако, несмотря на отчаянные попытки капитанов всех кораблей, пробиться северо-западнее Шпиц 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz