Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
«Показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Р езультаты работ Великой Северной экспедиции, насколько это оказалось возможным, были изучены и проанализированы великим русским учёным, академиком М. В. Ломоносовым. В результате этой многоплановой работы учёный пришел к главному выводу: морской путь из Белого моря на Камчатку и в Японию открыт и реально существует. В то же время Михаил Васильевич сделал другой малоутешительный вывод —морской ход вдоль берегов России на восток весьма затруднён из-за великих льдов, кои встречаются на пути мореплавателей и могут представлять немалую опасность для регулярного судоходства. В этой связи академик разработал большую подробную программу возможных иных маршрутов плавания через центральную часть Ледовитого океана из Евро пейской России в Тихий океан. Свой капитальный труд М. В. Ломоносов наимено вал так: «Краткое описание путешествий по северным морями и показание возмож ного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Он представил этот труд в 1763 году генерал-адмиралу Российского флота великому князю Павлу Петровичу (которому, кстати, в то время было девять лет отроду!). Для нового «проведыва- ния» морского пути в Индию Ломоносов предложил организовать специальную экспедицию на трёх кораблях. После подробного рассмотрения предложений академика в специально создан ной морской российских флотов комиссии в мае 1764 года императрица Екатерина Вторая подписала секретный приказ о снаряжении экспедиции по отысканию Северо-Восточного прохода. Предстоящая экспедиция официально направлялась якобы «для возобновления китовых и иных промыслов россиян на Шпицбергене». Секретность экспедиции была определена совершенно логично. От предстоящего плавания ожидались возможные крупные географические открытия, за которыми всегда «охотились» различные европейские «географы», большие таки, любители присваивать крупные и выгодные открытия. Россия нередко страдала от подобных «дружеских» инициатив со стороны «просвещенных» иностранных дельцов. Умная и мудрая императрица, как известно, энергично и жёстко отстаивала национальные интересы россиян перед европейцами. Князь Г1. Вяземский —друг А. С. Пушкина, известный в своё время либеральный трибун и острослов, выска зался в этой связи: «Русский царь Пётр хотел сделать нас немцами, а вот немка Екатерина постоянно стремилась сделать русскими!». Ну, а что касается новой полярной экспедиции, то она снаряжалась в Архан гельске энергично и обстоятельно. Начальником экспедиции назначили капитана 1-го ранга В. Я. Чичагова. Командирами двух других кораблей стали капитан 2-го ранга Н. Панов и капитан-лейтенант В. Бабаев. Им в помощники назначили мор ских офицеров, имевших опыт плавания в северных морях. Это были лейтенанты флота: Борноволоков, Озеров, Поярков и другие. Суда назывались по именам их капитанов, соответственно: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». Необходимо некоторое уточнение относительно названий судов. Высочайшим указом было определено: «Капитанам, долженствовавшим управлять сими судами, предоставлена была честь назвать их своими именами. Сии капитаны по своему искусству и ревности к службе были избранные люди, и пошли добровольно из 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz