Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

капитан-командора и на обратном пути проходил мимо группы небольших остро­ вов. Однако к великому сожалению, моряки не усмотрели в архипелаге остров Беринга, где в то время спутники уже покойного капитан-командора тоже соби­ рались в путь на Камчатку. Но... океан велик и обнаружить никем не посещаемый ранее остров —дело практически безнадёжное. А в сентябре 1743 года правитель­ ственный сенат принял указ о завершении работ Второй Камчатской экспедиции. Начальство распорядилось: «Капитанам Чирикову и Шпанбергу более в морские вояжи не ездить». Между тем работа второго дальневосточного отряда капитан-лейтенанта Мар­ тына Шпанберга проходила более успешно. Еще в июне 1738 года отряд на трёх судах отправился из Охотска в Болыперецк, что на западном берегу полуострова Камчатка, а оттуда 15 июля вышла на юг, в сторону Курильских островов с целью их обследования, изучения и нанесения на карты. Суда отряда под командой капи­ танов Шпанберга, Вальтона и Шельтинга, действуя в основном самостоятельно, за период с 1738 по 1742 годы провели значительные исследовательские работы. В частности, они открыли морской путь от Камчатки до Японии, нанесли на карты, хотя и с относительной точностью, почти всю гряду Курильских островов от южной оконечности полуострова Камчатка до острова Хоккайдо, а также участ­ ки западного побережья Охотского моря и восточного берега острова Сахалин, в те времена еще никем «не усмотренного». Моряки отряда, в частности, судно под командой капитана В. Вальтона, осмотрели и нанесли на карты северную часть Японских островов и с достаточной точностью установили, что восточнее Японии никаких земель поблизости не существует. А вот капитан М. Шпанберг не выпол­ нил главную задачу, поставленную перед ним адмиралтейств-коллегией, — не установил надлежащих контактов и экономических связей с властями Японии. По мнению некоторых специалистов, он не проявил себя энергичным, настойчи­ вым и отважным руководителем вверенного ему экспедиционного отряда. Но, надо полагать, что это были лишь мнения частных лиц, а отнюдь не руководителей экспедиции. Итак, Вторая Камчатская или как её еще именовали Великая Северная экспе­ диция россиян 1733—1743 годов без преувеличения названа крупнейшей экспеди­ цией в мире. Её масштабы, материальные и финансовые затраты для того времени, количество участников, размах исследовательских работ и теперь поражают вооб­ ражение. Экспедиция реально открыла и проложила морской путь от Белого моря до Японии, за исключением сравнительно небольшого участка —от мыса Большой Баранов до мыса Восточный (ныне мыс Шмидта), который был пройден еще в по­ ловине XVII века северными поморами во главе с С. Дежнёвым, Ф. Алексеевым, М. Стадухиным и другими. Кроме того, будет не лишним добавить, что, пробираясь в течение нескольких лет с огромным трудом к побережью Тихого океана, морские офицеры, участники экспедиции наряду с исполнением своих основных обязанностей сумели выполнить большой объём различных весьма ценных наблюдений и исследований о природе, климате Сибири и Камчатки, о местных жителях, их занятиях, укладе жизни. В ре­ зультате продолжительной и многоплановой деятельности многих её участников Сибирь стала как бы ближе и значительно известнее европейским жителям России. Был внесён большой вклад в географию страны. Однако это уже отдельная, очень большая и интересная глава о великой национальной экспедиции. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz