Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Новый командир отряда сделал многое для спасения оставшихся членов коман ды, и результаты не замедлили сказаться. Он жестко контролировал, чтобы выда вался равный паёк питания для всех членов экипажа «... не считаясь с лицами или положением». И все оставшиеся в живых моряки дружно и мужественно боролись не только за свою жизнь, но и за жизнь больных товарищей. Свежая пища —мясо морских бобров, а с наступлением весны употребление трав и кореньев диких рас тений способствовали оздоровлению людей. А главная заслуга командира Вакселя состоит в том, что он сумел убедить моря ков организовать постройку небольшого судна из остатков корпуса выброшенного на берег штормом бота «Святой Пётр». 6 мая 1742 года моряки заложили основа ние нового небольшого бота. Они понимали, что их спасение только в создании суд на, на котором они смогут добраться до Камчатки. Медленно и очень трудно созда вался этот кораблик. Проблема заключалась в том, что среди зимовщиков не было человека, знакомого с основами судостроения. Лишь один из членов отряда казак Савва Стародубцев участвовал когда-то простым рабочим при постройке морского судна. На него была вся надежда. В конце июля закончили постройку судна и назвали его «Святой Пётр» по име ни своего погибшего корабля. Между прочим, у новоиспечённых кораблестроите лей получился неплохой мореходный бот. Его размеры: длина —около 13 метров, ширина —4 метра и высота —2 метра. В кормовой части устроили небольшую каю ту для офицеров, а в носовой части оборудовали камбуз. Новое судно проконопати ли размочаленными старыми канатами, а затем просмолили. Изготовили шлюпку и отремонтировали бочки со старого судна для пресной воды. Самоотверженная, упорная деятельность попавших казалось бы в совершенно гибельные условия российских моряков увенчалась успехом —на рейде покачивался вновь построен ный собственными силами небольшой, но вполне мореходный одномачтовый бот «Святой Пётр». 13 августа 1742 года, погрузив на судно свои нехитрые запасы и кое-какое сна ряжение, моряки на «Святом Петре» под командой капитана Свена Вакселя попро щались со своим островом, который единодушно назвали именем Беринга и отпра вились в плавание на запад, к Камчатке. На берегу остались могилы капитан- командора и нескольких его верных спутников. После четырёх дней сравнительно благополучного плавания прямо по курсу открылась Камчатка, а спустя еще 10 дней, «Святой Пётр» вошел в Петропавловскую гавань и встал на якорь. Да, это был ве ликий, незабываемый день для 46 моряков, участников первого плавания Беринга к американским берегам. Их скитания в океане, зимовка на необитаемом острове, голод, страдания, тяжкий труд продолжались 15 месяцев и, наконец, успешно за вершились. Капитан Свен Ваксель писал, что он не в состоянии описать радость и восторг, который испытал каждый из моряков, убедившись в своём спасении. Здесь путешественники провели еще одну зимовку и летом 1743 года «Свя той Пётр» прибыл в Охотск, откуда моряки направились в Якутск. Там их ждал новый начальник экспедиции капитан-командор Алексей Ильич Чириков. Кстати, капитан Чириков после своего прибытия осенью 1741 года в Петропавловск- Камчатский, перезимовав там и немного поправив своё здоровье, в навигацию 1742 года снова отправился к американским берегам на поиски корабля Беринга «Святой Пётр». Он следовал предполагаемым маршрутом возможного плавания 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz