Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Новый командир отряда сделал многое для спасения оставшихся членов коман­ ды, и результаты не замедлили сказаться. Он жестко контролировал, чтобы выда­ вался равный паёк питания для всех членов экипажа «... не считаясь с лицами или положением». И все оставшиеся в живых моряки дружно и мужественно боролись не только за свою жизнь, но и за жизнь больных товарищей. Свежая пища —мясо морских бобров, а с наступлением весны употребление трав и кореньев диких рас­ тений способствовали оздоровлению людей. А главная заслуга командира Вакселя состоит в том, что он сумел убедить моря­ ков организовать постройку небольшого судна из остатков корпуса выброшенного на берег штормом бота «Святой Пётр». 6 мая 1742 года моряки заложили основа­ ние нового небольшого бота. Они понимали, что их спасение только в создании суд­ на, на котором они смогут добраться до Камчатки. Медленно и очень трудно созда­ вался этот кораблик. Проблема заключалась в том, что среди зимовщиков не было человека, знакомого с основами судостроения. Лишь один из членов отряда казак Савва Стародубцев участвовал когда-то простым рабочим при постройке морского судна. На него была вся надежда. В конце июля закончили постройку судна и назвали его «Святой Пётр» по име­ ни своего погибшего корабля. Между прочим, у новоиспечённых кораблестроите­ лей получился неплохой мореходный бот. Его размеры: длина —около 13 метров, ширина —4 метра и высота —2 метра. В кормовой части устроили небольшую каю­ ту для офицеров, а в носовой части оборудовали камбуз. Новое судно проконопати­ ли размочаленными старыми канатами, а затем просмолили. Изготовили шлюпку и отремонтировали бочки со старого судна для пресной воды. Самоотверженная, упорная деятельность попавших казалось бы в совершенно гибельные условия российских моряков увенчалась успехом —на рейде покачивался вновь построен­ ный собственными силами небольшой, но вполне мореходный одномачтовый бот «Святой Пётр». 13 августа 1742 года, погрузив на судно свои нехитрые запасы и кое-какое сна­ ряжение, моряки на «Святом Петре» под командой капитана Свена Вакселя попро­ щались со своим островом, который единодушно назвали именем Беринга и отпра­ вились в плавание на запад, к Камчатке. На берегу остались могилы капитан- командора и нескольких его верных спутников. После четырёх дней сравнительно благополучного плавания прямо по курсу открылась Камчатка, а спустя еще 10 дней, «Святой Пётр» вошел в Петропавловскую гавань и встал на якорь. Да, это был ве­ ликий, незабываемый день для 46 моряков, участников первого плавания Беринга к американским берегам. Их скитания в океане, зимовка на необитаемом острове, голод, страдания, тяжкий труд продолжались 15 месяцев и, наконец, успешно за­ вершились. Капитан Свен Ваксель писал, что он не в состоянии описать радость и восторг, который испытал каждый из моряков, убедившись в своём спасении. Здесь путешественники провели еще одну зимовку и летом 1743 года «Свя­ той Пётр» прибыл в Охотск, откуда моряки направились в Якутск. Там их ждал новый начальник экспедиции капитан-командор Алексей Ильич Чириков. Кстати, капитан Чириков после своего прибытия осенью 1741 года в Петропавловск- Камчатский, перезимовав там и немного поправив своё здоровье, в навигацию 1742 года снова отправился к американским берегам на поиски корабля Беринга «Святой Пётр». Он следовал предполагаемым маршрутом возможного плавания 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz