Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Но прежде чем рассказать о морских походах, хочется пусть кратко коснуться сухопутного передвижения сибирских и дальневосточных отрядов экспедиции от Петербурга до Охотска —порта на западном берегу Охотского моря. Это был чрез вычайно длинный и трудный путь. Как уже упоминалось, главная часть Второй Камчатской экспедиции начала свое движение из Петербурга в Восточную Сибирь и к Тихому океану в марте 1733 года, добираясь до Охотска почти 5 лет —для наше го времени событие невероятное. В Охотске начиналось строительство кораблей для плавания к берегам Америки, их снаряжение и подготовка в путь. Да, капитан-комаидор Витус Беринг —начальник экспедиции и командир ос новного её отряда —был фигурой государственного масштаба. Опытный морской офицер, энергичный и предприимчивый руководитель, обстоятельный и чрезвы чайно мудрый человек —таким он представляется по сумме сведений о нём, пред ставленных многочисленными уважаемыми историками-исследователями. Капи тан Беринг со своими ближайшими помощниками: А. И. Чириковым, М. Шпанбер- гом, JI. Валтоном, С. Вакселем, другими офицерами и служителями более пяти лет, фигурально выражаясь, «тащили» это грандиозное, беспредельно громоздкое экс педиционное хозяйство по бескрайним просторам России на лошадях, оленях, собаках, нередко на плечах матросов, солдат, всех участников экспедиции. В этих бесконечных обозах и караванах было всё мыслимое и немыслимое: про довольствие и снаряжение, корабельные якоря и канаты, оружие и артиллерийское имущество, различные строительные материалы, металлические изделия и инстру менты для строительства будущих кораблей экспедиции. Они перегружали всю эту массу грузов с сухопутного транспорта на речной: баржи, плашкоуты, речные ши тики и дощаники, сплавляли по отдельным участкам сибирских рек, затем снова перегрузки на наземный транспорт: телеги, сани, волокуши, нарты. Разумеется, в те далёкие времена в Сибири не было не только каких-либо оживлённых транспорт ных коммуникаций, но и обычные просёлочные, грунтовые дороги, вероятно, были редкостью. А высочайшие указы и грозные «повеления» сената и адмиралтейств-коллегии генерал-губернаторам, воеводам, правителям разных администраций о «всевозмож ных содействиях и помощи руководителям экспедиции» имели силу разве что в окрестностях столиц, а далее, в основном, закон —тайга. Оно и понятно —сибир ское и якутское «казённые» ведомства даже при их желании практически мало что могли в части оказания необходимой помощи и содействия скорейшему продвиже нию экспедиционных отрядов. Все проблемы и заботы ложились на плечи капитан-командора Беринга. А ему хотелось «проведать», осмотреть, проконтролировать всё, что касалось дел экспе диции. И он, по достоверным сведениям, проявлял максимум возможного: завора чивал в Тобольск, чтобы проверить состояние и готовность к плаванию вновь пост роенного судна «Тобол» отряда лейтенанта Овцына, стремился точнее узнать, как подвигаются обозы Чирикова и Шпанберга с главными грузами —провиантом и морским снаряжением, и снова отворот с главного пути —осмотреть строительство двух судов, заложенных на плотбищах в Якутске, —бота «Иркутск» и дубель-шлюп- ки «Якутск» для отрядов лейтенантов Ласиниуса и Прончищева. И снова заботы о состоянии и обеспечении людей —более 500 служителей в пути и всех нужно хотя бы минимально обеспечить питанием, одеждой, приютом в этих забытых богом и людьми сибирских таёжных краях. Мудрый руководитель экспедиции не единожды утверждал: нехитрое дело загнать людей в места, где они 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz