Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
возможных мест проживания местного населения или посещения кочевниками якутами, совершенно безжизненное в смысле промысловой добычи зверя и дикой птицы, пригодной для пропитания, отсутствие плавникового дерева для отопления. Правда, моряки выстроили большую избу из привезённых на судне брёвен и сложили две печи. В самом начале зимовки в целях экономии продовольствия командир отряда приказал значительно урезать порции провизии и без того скуд ного рациона питания. Вскоре среди экипажа началась повальная цинга. Первым от этой страшной в Арктике болезни в декабре 1735 года скончался сам командир от ряда Пётр Ласиниус. А всего в течение зимы от цинги умерли 38 человек. Перенес ли зимовку и остались живы лишь 14 моряков во главе со штурманом Ртищевым. Первопричинами этой массовой гибели людей явились: крайне скудное, однооб разное питание, жестокие зимние морозы, соответственно постоянный холод в по мещении и отсутствие каких-либо противоцинготных средств. Это была одна из самых крупных трагедий среди всех экспедиций того периода. Весной штурман Ртищев послал нарочного в Якутск с сообщением о положении на зимовке. После получения вестей о трагедии в отряде и гибели лейтенанта Ласиниуса в мае 1736 года по указанию начальника экспедиции Беринга был сформирован но вый Восточно-Ленский отряд и команда бота «Иркутск». Возглавил отряд лейте нант флота Дмитрий Яковлевич Лаптев. Он характеризовался как грамотный гид- рограф-исследователь и опытный, энергичный морской офицер, имевший опыт службы на Севере. Кстати, он приходился двоюродным братом Харитону Проко фьевичу Лаптеву —командиру соседнего Ленско-Енисейского отряда. Помощни ком командира назначили штурмана М. Щербинина, который во главе нового отря да был тут же отправлен к месту несчастной зимовки для подготовки судна к пред стоящему плаванию. Подготовка к продолжению экспедиционных работ, в частности, ремонт судна, подвоз необходимого снаряжения и продовольствия заняли много времени. И только через год, в половине августа 1736 года, отряд вышел в плавание, имея первосте пенной задачей —пройти на Колыму. Однако ледовая обстановка была крайне не благоприятна и уже спустя несколько дней «Иркутск» опять был вынужден воз вратиться в устье Лены. Впрочем, в те годы (1734—1737) все северные отряды преследовали постоян ные неудачи и беды, особенно, что касается условий работы и ледовой обстановки в Арктике. Уже погибли командиры отрядов Ласиниус и Прончищев, умерли от цин ги десятки рядовых участников экспедиции, был бесчестно оклеветан и разжалован в матросы Дмитрий Овцын, отставлены от командования Западным отрядом и от даны под суд с последующим разжалованием в матросы командиры судов —лейте нанты Муравьёв и Павлов. Начальник экспедиции Витус Беринг был крайне озабочен этими печальными событиями в экспедиционных отрядах. Вступившие в руководство отрядами и ко мандование судами новые командиры —энергичные, опытные моряки: лейтенанты Степан Малыгин, Алексей Скуратов, Харитон и Дмитрий Лаптевы, штурман Фёдор Минин предпринимали поистине героические усилия, направленные на вы полнение порученных им заданий. Но тяжелые арктические льды, штормы и моро зы часто сводили на нет запредельные усилия моряков. Четыре навигации, с 1736 по 1740 годы, экипаж бота «Иркутск» под командой Дмитрия Лаптева пробивался с Лены на восток. Достигли мыса Святой Нос, про шли проливом между материком и островом Большой Ляховский (позднее пролив 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz