Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
И в заключение с сожалением отметим, что самоот верженная исследовательская и общепросветительская деятельность этого достойного моряка и руководителя экспедиционного отряда, впрочем, как и многих других выдающихся участников экспедиции, никак не была отмечена державными властями того времени. Доста точно сказать, что даже очередное, определённое зако нами, воинское звание капитан-лейтенанта Харитон Лаптев получил только спустя 9 лет после завершения экспедиции. Печально, но факты... Четвёртый северный, или Восточно-Ленский, отряд был сформирован в Тобольске в начале 1735 года. Ко мандиром отряда и капитаном бота «Иркутск» началь ник экспедиции Беринг назначил лейтенанта Петра Ласиниуса. Тоже датчанин по происхождению, он ха- с ц Челюскин растеризовался как ОПЫТНЫЙ МОрСКОЙ офицер, ОДНаКО Рис. В. В. Личутина никогда не служил на Севере, почти не говорил по-рус ски, соответственно, был необщителен и не пользовался доверием подчинённых. Поэтому не совсем понятны мотивы опытного, мудрого начальника экспедиции в части назначения лейтенанта Ласиниуса командиром отряда на самом трудном уча стке исследований. Этот, вероятно, образованный и дисциплинированный морской офицер просто попал не куда надо —в неведомые ему чрезвычайно жёсткие усло вия, где выживали самые отважные, энергичные и жизнеустойчивые. Он, по наше му мнению, мог бы стать великолепным вахтенным офицером под командой Бе ринга на пакетботе «Святой Пётр», но... капитан-командор Беринг, видимо, имел основания для своего решения. Штурманом отряда был назначен Василий Ртищев. Бот «Иркутск» был построен в Якутске одновременно с дубель-шлюпкой «Якутск», ставшей судном отряда В. Прончищева. Экипаж «Иркутска» состоял из 52 человек. Главное задание, порученное отряду руководством экспедиции, было насколь ко обширно, настолько и проблематично в смысле его исполнения. Оно было сфор мулировано примерно так: описать северные берега Азии на восток от Лены до про лива, ведущего в Тихий океан, если такой пролив существует. Отряд П. Ласиниуса вышел из Якутска 30 июня 1735 года, одновременно с от рядом В. Прончищева. Они практически совместно прошли вниз по Лене и расста лись у выхода в открытое море. Лейтенант Прончищев повёл дубель-шлюпку «Якутск» на запад, а бот «Иркутск» под командой лейтенанта Ласиниуса двинулся на восток. Достойные морские офицеры тогда не знали, что, прощаясь здесь в устье великой сибирской реки Лены, они расстаются навсегда. Начальный период работы отряда П. Ласиниуса оказался крайне неудачным и трагическим. Выйдя из устья Лены, «Иркутск» дважды пытался продвигаться на восток, но льды оказались по мнению командира непроходимыми. Отряд был вы нужден повернуть на обратный курс и укрыться в обширной бухте Буорхая. Нави гация в восточной части Арктики в том году была действительно неблагоприятна. Уже во второй половине августа начались первые заморозки, у побережья появи лись молодые льды. И командир отряда решил поставить судно на зимовку. Надоб но сказать, что устье речки Хараулах, где отряд остановился на зиму, было выбрано очень неудачно: пустынное место, удалённое от «матёрого» берега, отрезанное от 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz