Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

правда, успели выгрузить на лёд почти всё имущество с тонущего судна, а затем две недели переправляли его на берег. И все же часть запасов унесло в море вместе с оторвавшейся льдиной. Еще два месяца экипаж с погибшего «Якутска» добирался до места прошлой зимовки на Хатанге. Особенно много усилий потребовалось морякам для доставки к месту зимовки спасенного имущества и продовольствия. Оказавшись без судна, лихой капитан Лаптев не пал духом. После обустройства предстоящей зимовки и небольшого отдыха отряда он разбил его на три части и принялся за продолжение исследовательских работ —обследование и опись побе­ режья Таймыра. Сухопутные обследования побережий были разрешены повой ин­ струкцией адмиралтейств-коллегии. Эти работы начались в марте 1741 года, когда в поход на собачьих упряжках выступила первая партия штурмана Челюскина. Через несколько дней пошли в поход: геодезист Чекин со спутниками и, наконец, основной отряд во главе с лейтенантом Лаптевым. А остальных членов отряда, которые не привлекались к исследовательским работам, командир отправил на оленях в посёлок Дудинка. Два года с краткими перерывами партии Лаптева, Чекина и Челюскина совер­ шали большие сухопутные маршруты, обследовали, описывали и наносили на кар­ ты побережье Таймыра —от устья реки Хатанги до средней части Енисея. Работы завершились только в июле 1742 года, после чего все экспедиционные группы ис­ следователей собрались на берегу Енисея в городе Туруханске. За этот период по- истине геройский Ленско-Енисейский отряд, потерявший в жестокой неравной борь­ бе с арктической стихией своего первого командира —отважного капитана В. Прон- чищева, а через год и многострадальное судно «Якутск», раздавленное многолетними льдами, практически полностью выполнил стоявшую перед ним задачу обследова­ ния и нанесения на карты побережья Сибири между устьями Лены и Енисея. Они также решили очень важный географический вопрос —открыли, обследо­ вали и нанесли на карты самый труднодоступный северный участок полуострова Таймыр длиной в 400 километров и точно установили, где на Севере кончается этот таинственный полуостров. Обследуя побережье Таймыра, штурман Челюскин с двумя спутниками: А. Фофановым и А. Праховым 8 мая 1742 года вышел на край­ ний северный мыс Евразийского материка. Тут Семён Иванович Челюскин сделал краткую запись о том, что мыс каменный, приярый (т. е. обрывистый), высоты сред­ ней. Около оного льды гладкие и торосов нет. Позднее этот мыс был назван именем Челюскина. За два месяца —апрель и май 1742 года —штурман Челюскин со своими спутниками проделали путь около 1500 километров. Общая протяжённость обследованного и описанного отрядом побережья между Леной и Енисеем составила почти 3500 километров. Лейтенант Харитон Лаптев с штурманами Челюскиным и Чекиным составили и предъявили адмиралтейств-коллегии генеральную карту, на которой впервые и довольно точно нанесён полуостров Таймыр, а также устьевые участки рек Хатанги, Пясины и других более малых. Вместе с картой была представлена и научная работа талантливого исследова­ теля Харитона Лаптева на тему «Описание территории меж реками Лены и Ени­ сея...». Этот обстоятельный труд, содержащий большой, интересный материал по географии и этнографии недоступного ранее Таймыра, был создан первым профес­ сиональным исследователем. Впоследствии западное побережье полуострова Таймыр получило название: Берег Харитона Лаптева. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz