Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Арктические маршруты братьев Лаптевых П осле смерти лейтенанта В. В. Прончищева начальником Ленско-Енисейского отряда был назначен лейтенант Харитон Прокофьевич Лаптев —заслужен ный морской офицер, неоднократно участвовавший в морских сражениях. На значение состоялось перед началом кампании 1739 года. В ожидании нового ко мандира отряд потерял две сравнительно благоприятные навигации 1737 и 1738 годов... так, к сожалению, работала государственная машина первой половины XVI11 века. Правда, во время этой досадной паузы моряки основательно отремон тировали и переоснастили своё уже изрядно потрёпанное штормами и льдами суд но «Якутск». Только в июле 1739 года отряд под командой нового капитана отправился в плавание с прежней задачей —обогнуть с моря полуостров Таймыр и нанести на карты побережье Сибири от города Якутска, что на Лене, до Туруханска на Енисее. Судно следовало практически маршрутом Прончищева, но Харитон Лаптев с по мощниками вели более подробную и детальную съёмку и опись побережья между устьями Лены, Оленёка и Хатанги. В частности, была открыта бухта, которой ко мандир отряда присвоил, как иногда кажется явно беспричинно, этакое скандинав ское название... Нордвик. И вспоминается посещение этой бухты, правда, уже спустя 215 лет, после захо да туда Лаптева на «Якутске». Погожим сентябрьским утром 1954 года к бухте по дошёл с запада ледорез «Ф. Литке» с лихтером на буксире. Надобно заметить, что в тот период в Арктике начинался настоящий строительный бум, в том числе и в бух те Нордвик. Там, судя по всему, собирались вести бурение скважин на предмет по иска нефтяного месторождения. И буксируемый нами лихтер был до предела заг ружен строительными материалами и различной техникой —от тракторов до зем лечерпательных машин. И вот мы на «Литке» с лихтером за кормой втягиваемся на внутренний рейд. Бухта обширная и хорошо закрытая от суровых полярных ветров. Слева выступает могучий словно форштевень старого броненосца мыс Пакса. Правый берег низмен ный, покрытый скудным тундровым лишайником. Всё хорошо, но есть один суще ственный недостаток —бухта сравнительно мелководна, особенно для крупных со временных судов. Правда, грунт ровный и мягкий —жидкий ил с глиной. Ледорез следует малым ходом. На мостике —капитан В. И. Поташников, вахтенный второй штурман Кирю- ков, электронавигатор Добряков и вахтенный матрос, ваш покорный слуга, —у штур вала. В машинном отделении —главный механик И. А. Глаголев. Наш Исмаил Алек сеевич любил-таки иногда «высказаться по существу». Вот и сейчас, как бы между прочим напоминает капитану по переговорной трубе: «Гляди, Вячеслав Иванович, по-моему под килём у нас совсем мало —дёргается “Фёдор”». «Гляжу», —ворчит недовольно капитан. Он знает, как мало воды под килём. Но идти в бухту надо — не бросать же лихтер в море. У индикатора самописца эхолота Миша Добряков. Он словно метроном отсчи тывает показания глубины под килём судна, голос громкий, чёткий (у капитана проблемы со слухом — последствия контузии на войне): «Три под килём!» — «Хорошо». —«Два метра». —«Понял». —«Один метр». «Да, немного, —комменти рует капитан. —Стоп машины!» Звенит машинный телеграф — обе машины на 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz