Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Арктические маршруты братьев Лаптевых П осле смерти лейтенанта В. В. Прончищева начальником Ленско-Енисейского отряда был назначен лейтенант Харитон Прокофьевич Лаптев —заслужен­ ный морской офицер, неоднократно участвовавший в морских сражениях. На­ значение состоялось перед началом кампании 1739 года. В ожидании нового ко­ мандира отряд потерял две сравнительно благоприятные навигации 1737 и 1738 годов... так, к сожалению, работала государственная машина первой половины XVI11 века. Правда, во время этой досадной паузы моряки основательно отремон­ тировали и переоснастили своё уже изрядно потрёпанное штормами и льдами суд­ но «Якутск». Только в июле 1739 года отряд под командой нового капитана отправился в плавание с прежней задачей —обогнуть с моря полуостров Таймыр и нанести на карты побережье Сибири от города Якутска, что на Лене, до Туруханска на Енисее. Судно следовало практически маршрутом Прончищева, но Харитон Лаптев с по­ мощниками вели более подробную и детальную съёмку и опись побережья между устьями Лены, Оленёка и Хатанги. В частности, была открыта бухта, которой ко­ мандир отряда присвоил, как иногда кажется явно беспричинно, этакое скандинав­ ское название... Нордвик. И вспоминается посещение этой бухты, правда, уже спустя 215 лет, после захо­ да туда Лаптева на «Якутске». Погожим сентябрьским утром 1954 года к бухте по­ дошёл с запада ледорез «Ф. Литке» с лихтером на буксире. Надобно заметить, что в тот период в Арктике начинался настоящий строительный бум, в том числе и в бух­ те Нордвик. Там, судя по всему, собирались вести бурение скважин на предмет по­ иска нефтяного месторождения. И буксируемый нами лихтер был до предела заг­ ружен строительными материалами и различной техникой —от тракторов до зем­ лечерпательных машин. И вот мы на «Литке» с лихтером за кормой втягиваемся на внутренний рейд. Бухта обширная и хорошо закрытая от суровых полярных ветров. Слева выступает могучий словно форштевень старого броненосца мыс Пакса. Правый берег низмен­ ный, покрытый скудным тундровым лишайником. Всё хорошо, но есть один суще­ ственный недостаток —бухта сравнительно мелководна, особенно для крупных со­ временных судов. Правда, грунт ровный и мягкий —жидкий ил с глиной. Ледорез следует малым ходом. На мостике —капитан В. И. Поташников, вахтенный второй штурман Кирю- ков, электронавигатор Добряков и вахтенный матрос, ваш покорный слуга, —у штур­ вала. В машинном отделении —главный механик И. А. Глаголев. Наш Исмаил Алек­ сеевич любил-таки иногда «высказаться по существу». Вот и сейчас, как бы между прочим напоминает капитану по переговорной трубе: «Гляди, Вячеслав Иванович, по-моему под килём у нас совсем мало —дёргается “Фёдор”». «Гляжу», —ворчит недовольно капитан. Он знает, как мало воды под килём. Но идти в бухту надо — не бросать же лихтер в море. У индикатора самописца эхолота Миша Добряков. Он словно метроном отсчи­ тывает показания глубины под килём судна, голос громкий, чёткий (у капитана проблемы со слухом — последствия контузии на войне): «Три под килём!» — «Хорошо». —«Два метра». —«Понял». —«Один метр». «Да, немного, —комменти­ рует капитан. —Стоп машины!» Звенит машинный телеграф — обе машины на 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz