Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

несложная. Но юго-западная кромка Таймырского ледового массива опустилась уже до границы малых глубин и опасно приблизилась к островному побережью. Для того, чтобы обойти мелководье, нам, естественно, пришлось «врубаться» в кромку тяжелых многолетних ледяных полей. И вдруг совершенно неожиданно встреча­ ем... портовый буксир, плотно окруженный ледовой массой. Сначала от неожиданности все умолкли, зачарованно глядя на это явление. Первым проявился в эфире голос капитана атомохода. С трудом выйдя на связь с долго молчавшим буксиром, капитан несколько сочувственно и даже как бы не по-капитански вопрошает: «Добрый день, уважаемые коллеги, как это вас сюда занесло и вообще-то —чьи вы будете?!». И тут в ответ... прорвалось! Оказывается, буксир, принадлежавший какой-то частной южной компании, пробирается поис- тине «партизанскими» методами —аж с Чёрного моря к устью Лены, а точнее, в порт Тикси. На мягкий, деликатный полувопрос —полуупрёк капитана атомохода: «...ну как же так —без разрешения штаба проводок, без какой-либо информации ледоколам?..» в ответ послышалось сначала невнятное объяснение, что вот... два дня назад всё было хорошо... а потом неожиданно «заклинило». Затем последовали просьбы вытащить их на чистую воду (а где она —та чистая вода сейчас?!), помочь топливом, водой и довести до Тикси... А в заключение —горестные упрёки в адрес своего начальства, которое много наобещало, а вот теперь бросило на произвол судьбы... Да, история... скажете вы и будете правы, дорогой читатель. Естественно, с ато­ мохода пошла срочная информация о «находке» по всей мореходно-ледокольной округе и вскоре кто-то из ближних, мелко сидящих ледоколов, «выдернул» буксир из грозного ледового капкана и доставил в Тикси целым и, наверное, почти непомя­ тым, а главное —«за так!». Куда денешься —свой брат моряк. Мы стояли на крыле мостика танкера в положении наблюдателей и с гордостью следили за великолеп­ ной реакцией и незамедлительной помощью наших мурманских моряков-ледоколь- щиков —они воистину всё могут или почти всё! И как-то неожиданно в памяти возникли и ярко высветились далёкие истори­ ческие воспоминания, образы, аналогии. Вот здесь, в далёком 1736 году (260 лет назад!), практически на этом же месте... подошел к кромке, вероятно, таких же тя­ желых льдов деревянный парусный бот «Якутск» Великой Северной экспедиции. И стояли на его шканцах капитан Василий Прончищев с штурманом Семёном Челюскиным, мучительно тяжело раздумывая —как же пробиться через этот по­ стылый лёд, чтобы обойти суровый обледенелый Таймыр? И сколько же мужества, отваги, чувства долга и выдержки было у тех блистательных русских офицеров и их самоотверженных помощников матросов?! Не было же поблизости от них ледоко­ лов, буксиров и хотя бы самой общей информации о навигационной и ледовой об­ становке даже в ближайших окрестностях от судна. Но вернёмся к главной теме нашего повествования. Путь далее на запад был отрезан, начались морозы. Начальник отряда Прончищев созвал совет младших командиров для обсуждения создавшегося положения. Решение совета было еди­ ногласно — возвращаться назад. Любопытно оформление этого решения. Люди высокого долга и ответственности за выполнение порученной им задачи, руководи­ тели отряда лейтенант В. Прончищев и штурман С. Челюскин «учинили» в судо­ вом журнале запись: «За препятствием великих льдов для того, что в путь нам к Енисейскому устью не пропустило, понеже льды в море лежат далече к северу, и от 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz