Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Однако в начале весны здоровье начальника отряда резко ухудшалось. Сказыва­ лись годы запредельно нервного напряжения, связанного с множеством проблем, — от постройки судна и комплектования экипажа до изнурительных ледовых плава­ ний, скудного питания и постоянных лишений. К концу зимовки в отряд пришла грозная цинга. И, несмотря на самоотверженную постоянную заботу и помощь жены- спутницы, командир с трудом поднимался с койки. В этих условиях штурман Челюскин брал на себя все главные заботы по руководству отрядом и как мог помо­ гал своему командиру. Командир отряда и штурман были земляки и их связывала многолетняя дружба. В навигацию 1736 года льды долго удерживались около берегов, блокируя вы­ ход в море. Только в начале августа льды разрушились и судно смогло продолжать плавание в западном направлении. Миновав устья рек Анабары и Хатанги, «Якутск» направился к восточному побережью полуострова Таймыр. Используя сравнитель­ но благоприятную ледовую обстановку и попутный ветер, капитан Прончищев энер­ гично вёл судно на север вдоль побережья Таймыра. По ходу плавания были откры­ ты группа островов, которые назвали именем Петра I, а также несколько бухт, одну из которых, самую большую, позднее гидрографы и нарекут, как выяснилось, не очень правильным именем отважной спутницы и «супруги господина лейтенанта» — так сугубо почтительно именовал её во всех официальных записях штурман Челюскин. Следует отметить, что Василий Прончищев со своим отрядом в эту навигацию довольно далеко продвинулся в северном направлении. Однако по мере продвиже­ ния к северу обстановка на море стала постепенно ухудшаться, появились льды, начались морозы. Наконец, сплошная ледовая стена преградила дальнейший путь судну. Последнее определение места показало: 77 градусов 29 минут северной широты. Это означало, что «Якутск» установил рекорд! —вышел в самую северную точку, какой не достигло ни одно судно в период работы всех отрядов экспедиции. Теперь «Якутск» находился недалеко от северной «макушки» Евразийского материка. Но лейтенант Прончищев со штурманами не знали об этом. Пасмурная погода не позволила им увидеть самый северный мыс Евразии, открытый позднее штурма­ ном Челюскиным и названный его именем. Из-за ограниченной видимости они не смогли также усмотреть и лежащие невдалеке величественные берега огромного, еще никому неизвестного архипелага Северная Земля. Моряки, к великому сожа­ лению, вероятно, не предполагали, что будь ледовые условия немного благоприят­ нее, да видимость получше, они уже практически могли бы поворачивать на запад­ ный курс и входить в пределы другого моря, которое начальник Двинско-Обского отряда Степан Малыгин назвал Карским. Да, отважным мореходам в этот раз определённо не повезло. Не ведали тогда капитан «Якутска» Прончищев, штурманы Челюскин и Чекин, что перед ними встал грозный Таймырский ледовый массив, столетиями преграждавший или усложняв­ ший до предела путь арктическим мореплавателям. И вспоминается небольшой, но любопытный эпизод. Это случилось лет 10—12 назад. Мы шли на латвийском танкере из Певека в Мурманск под проводкой атом­ ного ледокола недалеко от острова Петра, что у восточного побережья Таймыра и, кстати, открытого в том далёком плавании лейтенантом Прончищевым на боте «Якутск». Ледовая обстановка почти на всей трассе Севморпути была в принципе 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz