Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

В последней попытке обойти на боте «Оби-Почтальон» морем полуостров Таймыр штурман Минин сумел значительно продвинуться на восток и открыл Пясинский залив, а также большую группу неизвестных ранее островов, которые впоследствии были названы официально: шхеры Минина. Продолжить путь далее на восток не позволили сплошные тяжелые льды. Мореплаватели были снова вынуждены повернуть на обратный курс, и уже в конце сентября 1741 года отряд на боте «Оби-Почтальон» прибыл в енисейский порт Туруханск. Здесь штурманы Фёдор Минин и Дмитрий Стерлегов по материалам своих опис- ных работ составили подробную карту, на которой впервые нанесли более тысячи вёрст юго-западного побережья Таймырского полуострова, обследованного ими в период труднейших морских плаваний, поездок на собаках и пеших походах. На карте было нанесено много небольших островов. А немного позднее с этой картой исследователей-навигаторов случился курьёз. Высокие чины адмиралтейств-коллегии в Петербурге не поверили документальным работам штурманов. Важные сановники посчитали, что Азиатский материк не мо­ жет так далеко простираться на Север. И на генеральной карте Морской академии, изданной по материалам участников экспедиции в 1742 году, тот «злосчастный» полуостров —огромный выступ континента к северу —просто срезали и провели слегка волнистую линию «предполагаемого» побережья Таймыра. Естественно, спустя некоторое время, уже другие, «не менее упрямые и дотош­ ные штурманы» всё же восстановили справедливость и подтвердили истинные оп­ ределения конфигурации побережья, нанесенные на карту первооткрывателями Ф. Мининым и Д. Стерлеговым, Да, бывало в истории открытий в Арктике и такое. Высокие столичные чиновники порою «глазам своим не верили» тому, что откры­ вали русские морские офицеры: капитаны, штурманы, гидрографы, геодезисты. Подводя краткие итоги работ Двинско-Обского и Обь-Енисейского отрядов Великой Северной экспедиции, можно отметить, что их трудами был открыт, описан и нанесён на навигационные карты морской путь на западном участке Арктики —от Архангельска до половины побережья полуострова Таймыр. Это был настоящий географический подвиг, совершенный российскими моряками- гидрографами. Подвиг и трагедия четы Прончищевых М аленький, захолустный острожек на берегу Лены был основан или, как гово­ рили в старину, «срублен» русскими землепроходцами-казаками во главе с казачьим сотником Бекетовым еще в 1632 году и получил наименование Якутск. А спустя сто лет, это уже был довольно известный административный центр в Восточной Сибири — база, перевалочный и отправной пункт для северных и восточных отрядов экспедиции Беринга. Отсюда начинались походы российских исследователей, открывших северо-западное побережье Америки, пролив, разделя­ ющий материки Азию и Америку, исследовавших, описывавших, наносивших на карты гигантские побережья Сибири. Многое начиналось в Якутске. В январе 1735 года в Якутске были заложены в постройку экспедиционные суда: бот «Иркутск» и дубель-шлюпка «Якутск». Командиром дубель-шлюпки и Ленско-Таймырского отряда начальник экспедиции В. Беринг назначил лейтенанта 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz