Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

этом районе большой объём гидрографических работ. Они осмотрели и подробно нанесли на карту весь восточный берег Енисейского залива и установили, что за входным северо-восточным мысом земля круто поворачивает к востоку. Тогда же моряки открыли обширную, закрытую от ветров бухту, где стояли не­ сколько дней, укрываясь ото льдов и шторма. Однако непонятно, почему грамот­ ный и энергичный штурман Минин не «поименовал» официально эту очень удоб­ ную для стоянок судов бухту. А спустя сто сорок лет, в 1878 году, эту русскую га­ вань уже вторично «открыл» шведский мореплаватель Норденшельд и назвал её именем своего «спонсора» —американского банкира Диксона... Ну что же —это, к сожалению, не первое и далеко не последнее «уточнение», допущенное по отно­ шению к открытиям русских моряков в Арктике. Еще раз отметим, что по свиде­ тельствам большинства офицеров —участников Великой Северной экспедиции арктические навигации 1734—1736 годов на всём протяжении от Новоземельских проливов до Колымы отличались чрезвычайной ледовитостью и беспримерно низ­ кими температурами воздуха. Поэтому северным отрядам практически постоянно приходилось работать в экстремальных метеорологических и ледовых условиях. Так, например, записи штурмана Минина в его судовом журнале неоднократно свиде­ тельствовали о том, что в двадцатых числах августа в районе Диксона постоянно мешали работе тяжёлые льды и морозы. В частности, есть также записи об обледе­ нении снастей и парусов, о замерзании пресной питьевой воды в бочках и так далее. Моряки нынешних поколений, десятилетиями работавшие в Арктике, практи­ чески никогда не наблюдали подобных природных явлений в этом западном аркти­ ческом районе, особенно в августе. А вот еще одно свидетельство таких условий плавания. Когда бот «Оби-Почтальон» находился в районе мыса Ефремов Камень, это уже в устье Енисейского залива, на него 8 августа обрушился сильнейший сне­ гопад, а через неделю начались морозы и судно оказалось в окружении тяжелых льдов. В этих крайне неблагоприятных погодных условиях начальнику отряда ни­ чего не оставалось, как повернуть судно к южным румбам и выходить из опасной ситуации. Почти так же завершались плавания «Оби-Почтальона» и в последую­ щие навигации. Во время очередной зимовки в 1740 году командир отряда Минин направил своего помощника штурмана Дмитрия Стерлегова обследовать и описать побере­ жье восточнее острова Диксона. В марте и апреле этот беспримерно отважный мо­ ряк прошел на собаках более 500 километров и произвёл подробную опись большо­ го участка побережья Карского моря. В апреле при производстве описных работ Дмитрий Стерлегов получил непродолжительную, но тяжёлую болезнь, именуемую «снежной слепотой», и был вынужден повернуть обратно. Конечный мыс, которого он достиг во время этого похода, позднее был назван мыс Стерлегова, а на нём по­ лярная станция тоже его имени. Опытный штурман и достойный моряк Дмитрий Васильевич Стерлегов в свои 30 лет был, ко всему прочему, очень практичным и по- житейски мудрым человеком. Во время многочисленных, труднейших походов на собачьих упряжках, а нередко и пешком, по берегам Обской губы, Енисейского за­ лива и Карского моря он всегда действовал отважно и энергично, но не безрассуд­ но. В дальних поездках штурман Стерлегов возил с собой, а порою и тащил на сан­ ках «самоедский» чум —этакую разборную конусообразную палатку, в которой можно немного отдохнуть, а главное —найти защиту от частых полярных непогод: пурги, ветра, мороза. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz