Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
полнили главную на тот период задачу —они более 20 лет поддерживали кругло годичную навигацию на западном фланге Северного морского пути. Суда типа «Ми хаил Стрекаловский», имеющие собственные грузовые средства, успешно осуще ствляли перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, строительных кон струкций, автотехники и различных материалов для строившихся нефтегазовых предприятий на Ямале и в Обской губе с выгрузкой в зимний период на ледовые припаи необорудованных арктических берегов. Понятно, что без этой гигантской работы Мурманского ледокольно-транспортного флота не было бы и современной арктической нефтегазовой индустрии. Этот флот в течение нескольких лет доставил морским путём из западноевро пейских портов в Обскую губу огромное количество стальных труб большого диа метра, составивших линии магистральных нефтегазовых трубопроводов из Сиби ри в Европу. Под проводкой атомных ледоколов «Полководцы» —как называли моряки суда этих серий —активно участвовали в транзитных перевозках грузов по Северному морскому пути из европейских портов в Японию, Корею, Китай, в дру гие страны Юго-Восточной Азии, а также в порты западного побережья Канады и Соединённых Штатов Америки. После завершения в 1984 году строительства этой сдвоенной серии и принятых от финских верфей вновь построенных десяти самых современных ледокольно-транспортных судов типа «Норильск» с энергетически ми установками более 20 тысяч лошадиных сил (мощности легендарных «Ермака» и «Красина» вместе взятых!), а также дизель-электрических ледоколов мощностью 26—36 тысяч «лошадей», наступил принципиально новый этап активной и высоко эффективной работы флота в Арктике. В этот же период на отечественных судостроительных заводах были построены атомные ледоколы второго поколения типа «Арктика», транспортный лихтеровоз- контейнеровоз «Севморпуть» и новые мелкосидящие атомоходы «Таймыр» и «Вай гач». В итоге Мурманская судоходная компания к концу 80-х годов по мощности и технической оснащённости своего ледокольно-транспортного флота уверенно выш ла на первое место в мире. Да, это был закономерный и заслуженный триумф аркти ческого флота Великой северной державы. Мурманский ледокольно-транспортный флот надёжно обеспечивал завоз различных грузов во все порты, портопункты и на островные полярные станции Арктики от полуострова Рыбачий и Земли Франца- Иосифа на западе до Чукотского полуострова на востоке. А грузооборот в Арктике был довольно впечатляющий с великолепными тенденциями к активному расши рению. Достаточно сказать, что в навигацию 1987 года он составил более 6 милли онов тонн (для сравнения —в 1995 году этот показатель упал до 1,6 миллиона). Весьма успешно работали суда Мурманского пароходства и на внешнеторговых морских и океанских линиях. За десятилетие (1977—1987) мурманские моряки осуществили первые экспе риментально-навигационные походы атомных ледоколов на Северный полюс, про вели высокоширотными трассами транспортные суда с запада на восток и обратно. Намечалась довольно перспективная линия транзитных перевозок по трассам Се верного морского пути грузов зарубежных торговых партнёров. Атомный ледоколь ный флот надёжно и безопасно обеспечивал проводки ледовыми трассами не толь ко отечественных, но и судов под другими флагами. 403
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz