Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

полнили главную на тот период задачу —они более 20 лет поддерживали кругло­ годичную навигацию на западном фланге Северного морского пути. Суда типа «Ми­ хаил Стрекаловский», имеющие собственные грузовые средства, успешно осуще­ ствляли перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, строительных кон­ струкций, автотехники и различных материалов для строившихся нефтегазовых предприятий на Ямале и в Обской губе с выгрузкой в зимний период на ледовые припаи необорудованных арктических берегов. Понятно, что без этой гигантской работы Мурманского ледокольно-транспортного флота не было бы и современной арктической нефтегазовой индустрии. Этот флот в течение нескольких лет доставил морским путём из западноевро­ пейских портов в Обскую губу огромное количество стальных труб большого диа­ метра, составивших линии магистральных нефтегазовых трубопроводов из Сиби­ ри в Европу. Под проводкой атомных ледоколов «Полководцы» —как называли моряки суда этих серий —активно участвовали в транзитных перевозках грузов по Северному морскому пути из европейских портов в Японию, Корею, Китай, в дру­ гие страны Юго-Восточной Азии, а также в порты западного побережья Канады и Соединённых Штатов Америки. После завершения в 1984 году строительства этой сдвоенной серии и принятых от финских верфей вновь построенных десяти самых современных ледокольно-транспортных судов типа «Норильск» с энергетически­ ми установками более 20 тысяч лошадиных сил (мощности легендарных «Ермака» и «Красина» вместе взятых!), а также дизель-электрических ледоколов мощностью 26—36 тысяч «лошадей», наступил принципиально новый этап активной и высоко­ эффективной работы флота в Арктике. В этот же период на отечественных судостроительных заводах были построены атомные ледоколы второго поколения типа «Арктика», транспортный лихтеровоз- контейнеровоз «Севморпуть» и новые мелкосидящие атомоходы «Таймыр» и «Вай­ гач». В итоге Мурманская судоходная компания к концу 80-х годов по мощности и технической оснащённости своего ледокольно-транспортного флота уверенно выш­ ла на первое место в мире. Да, это был закономерный и заслуженный триумф аркти­ ческого флота Великой северной державы. Мурманский ледокольно-транспортный флот надёжно обеспечивал завоз различных грузов во все порты, портопункты и на островные полярные станции Арктики от полуострова Рыбачий и Земли Франца- Иосифа на западе до Чукотского полуострова на востоке. А грузооборот в Арктике был довольно впечатляющий с великолепными тенденциями к активному расши­ рению. Достаточно сказать, что в навигацию 1987 года он составил более 6 милли­ онов тонн (для сравнения —в 1995 году этот показатель упал до 1,6 миллиона). Весьма успешно работали суда Мурманского пароходства и на внешнеторговых морских и океанских линиях. За десятилетие (1977—1987) мурманские моряки осуществили первые экспе­ риментально-навигационные походы атомных ледоколов на Северный полюс, про­ вели высокоширотными трассами транспортные суда с запада на восток и обратно. Намечалась довольно перспективная линия транзитных перевозок по трассам Се­ верного морского пути грузов зарубежных торговых партнёров. Атомный ледоколь­ ный флот надёжно и безопасно обеспечивал проводки ледовыми трассами не толь­ ко отечественных, но и судов под другими флагами. 403

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz