Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

рологи помогают капитанам ледоколов выбирать наиболее благоприятные пути движения каравана в ледовых условиях. В былые времена капитаны ледовых проводок обычно базировались в аркти­ ческих пунктах: Амдерме, на мысе Челюскин, на Косистом в Хатангском заливе и на Диксоне. Эти опытные специалисты выполняли серьёзную, ответственную и нередко опасную работу, особенно в полётах над льдами полярных морей в самых различных, часто крайне неблагоприятных погодных условиях: темное время су­ ток, туманы, штормы, метели. Капитаны ледовых проводок в сложных арктических ситуациях выдавали капитанам судов обоснованные, чётко отработанные рекомен­ дации и наиболее оптимальные пути следования но ледовым трассам, попутно пре­ дупреждая моряков о неблагоприятных развитиях погодных условий, а иногда и по ходу грузовых работ, например, невозможности ведения выгрузки на открытых рейдах из-за осложнения ледовой обстановки или наоборот —рекомендовали сроч­ но следовать в пункт назначения и быстро выгружаться, используя разрежения льдов и благоприятные прогнозы. Словом, капитаны ледовых проводок в Арктике были великолепными знатока­ ми всей обстановки в контролируемых ими районах. Они были добрые наставники и мудрые учителя всех судоводителей от капитанов ледоколов до младших штур­ манов на транспортных судах. И теперь, спустя многие годы, вспоминаются собы­ тия в Арктике, когда с пролетающего мимо самолёта —ледового разведчика —в микрофоне звучал неспешный, спокойный и уверенный голос ледового капитана- наставника. На мостиках и в судовых рубках воцарялась мёртвая тишина —ловили каждое слово знатока ледовой обстановки в районе плавания судов. С чувством глу­ бокого уважения и искренней дружеской благодарности хочется вспомнить старых друзей — капитанов ледовых проводок (по служебному совместительству и... арктических авиаторов!): Г. О. Кононовича, Л. К. Шар-Баронова, А. А. Бромберга, Ф. Д. Панфилова, Б. К. Хлебникова, Г. Д. Буркова, А. В. Акивиса-Шаумяна, В. С. Вакулу, В. А. Куроптева, В. Я. Горшкова А. В. Мизонова, В. Е. Махницкого, В. А. Митюшина, В. Н. Черенкова, Б. П. Угрюмова, В. В. Семёнова. Это были про­ фессионалы своего дела, знатоки суровой, часто непредсказуемой Арктики. Мурманское и Дальневосточное морские пароходства, традиционно ориенти­ рованные на работу в Арктике, имели к концу 80-х годов XX века первоклассный ледокольный флот —15 линейных ледоколов с атомными и дизель-электрически- ми силовыми установками. На арктических трассах работали более сотни совре­ менных транспортных судов с ледовыми классами УЛА и УЛ, принадлежавших Мурманскому и Дальневосточному пароходствам, а также десятки танкеров ледо­ вого класса, входивших в состав Приморского и Латвийского морских пароходств. Навигационную безопасность на трассах Северного морского пути успешно обес­ печивала гидрографическая служба, имевшая целую флотилию современных спе­ циализированных кораблей. Делу успешного и эффективного использования Северного морского пути со­ юзное правительство и Министерство морского флота уделяли большое внимание. С 1977 по 1984 годы только Мурманское морское пароходство получило 27 новых ледокольно-транспортных судов рудовозов-контейнеровозов. Эти сравнительно крупные, могучие для своего времени корабли при ледокольном обеспечении вы­ 402

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz