Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
рологи помогают капитанам ледоколов выбирать наиболее благоприятные пути движения каравана в ледовых условиях. В былые времена капитаны ледовых проводок обычно базировались в аркти ческих пунктах: Амдерме, на мысе Челюскин, на Косистом в Хатангском заливе и на Диксоне. Эти опытные специалисты выполняли серьёзную, ответственную и нередко опасную работу, особенно в полётах над льдами полярных морей в самых различных, часто крайне неблагоприятных погодных условиях: темное время су ток, туманы, штормы, метели. Капитаны ледовых проводок в сложных арктических ситуациях выдавали капитанам судов обоснованные, чётко отработанные рекомен дации и наиболее оптимальные пути следования но ледовым трассам, попутно пре дупреждая моряков о неблагоприятных развитиях погодных условий, а иногда и по ходу грузовых работ, например, невозможности ведения выгрузки на открытых рейдах из-за осложнения ледовой обстановки или наоборот —рекомендовали сроч но следовать в пункт назначения и быстро выгружаться, используя разрежения льдов и благоприятные прогнозы. Словом, капитаны ледовых проводок в Арктике были великолепными знатока ми всей обстановки в контролируемых ими районах. Они были добрые наставники и мудрые учителя всех судоводителей от капитанов ледоколов до младших штур манов на транспортных судах. И теперь, спустя многие годы, вспоминаются собы тия в Арктике, когда с пролетающего мимо самолёта —ледового разведчика —в микрофоне звучал неспешный, спокойный и уверенный голос ледового капитана- наставника. На мостиках и в судовых рубках воцарялась мёртвая тишина —ловили каждое слово знатока ледовой обстановки в районе плавания судов. С чувством глу бокого уважения и искренней дружеской благодарности хочется вспомнить старых друзей — капитанов ледовых проводок (по служебному совместительству и... арктических авиаторов!): Г. О. Кононовича, Л. К. Шар-Баронова, А. А. Бромберга, Ф. Д. Панфилова, Б. К. Хлебникова, Г. Д. Буркова, А. В. Акивиса-Шаумяна, В. С. Вакулу, В. А. Куроптева, В. Я. Горшкова А. В. Мизонова, В. Е. Махницкого, В. А. Митюшина, В. Н. Черенкова, Б. П. Угрюмова, В. В. Семёнова. Это были про фессионалы своего дела, знатоки суровой, часто непредсказуемой Арктики. Мурманское и Дальневосточное морские пароходства, традиционно ориенти рованные на работу в Арктике, имели к концу 80-х годов XX века первоклассный ледокольный флот —15 линейных ледоколов с атомными и дизель-электрически- ми силовыми установками. На арктических трассах работали более сотни совре менных транспортных судов с ледовыми классами УЛА и УЛ, принадлежавших Мурманскому и Дальневосточному пароходствам, а также десятки танкеров ледо вого класса, входивших в состав Приморского и Латвийского морских пароходств. Навигационную безопасность на трассах Северного морского пути успешно обес печивала гидрографическая служба, имевшая целую флотилию современных спе циализированных кораблей. Делу успешного и эффективного использования Северного морского пути со юзное правительство и Министерство морского флота уделяли большое внимание. С 1977 по 1984 годы только Мурманское морское пароходство получило 27 новых ледокольно-транспортных судов рудовозов-контейнеровозов. Эти сравнительно крупные, могучие для своего времени корабли при ледокольном обеспечении вы 402
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz