Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Особенно хочется чуть подробнее остановиться на работе наиболее близкой нам, капитанам, структуры в составе пароходства —ледокольной службы и штаба мор ских арктических операций. Созданная в послевоенные годы, служба занималась всеми работами флота в Арктике. На время летних навигаций на Диксоне создавал ся штаб морских арктических операций во главе с начальником ледокольной служ бы. Кроме него в состав штаба входили капитаны ледовых проводок, сменные дис петчеры, радисты и научно-оперативная группа. Штаб морских операций выпол нял большой и очень сложный объём работ по оперативному руководству флотом, работающим в Арктике. Руководители штаба распределяли функции капитанов ледовых проводок, а также участки трассы Северного морского пути и арктические пункты, где они должны в основном базироваться. В обязанности штаба входило формирование караванов транспортных судов и их ледокольное обеспечение на путях следования к местам назначения. Прорабаты вались планы и осуществлялись проводки по трассе СМП больших караванов речных судов в устья великих сибирских рек. Сотрудники штаба вырабатывали ре комендации и в необходимых случаях давали конкретные указания капитанам ледоколов и транспортных судов относительно следования наиболее благоприят ными маршрутами. В разные годы ледокольную службу пароходства и штаб мор ских арктических операций возглавляли: М. В. Стрекаловский, Б. Н. Купоросов, Г. О. Кононович, Б. С. Майнагашев, А. М. Кашицкий, А. Л. Чупыра, А. А. Смирнов, Н. Г. Бабич. Капитаны-наставники ледокольной службы осуществляли ледовые разведки на самолётах полярной авиации по трассам с выдачей информации капитанам ледоко лов и транспортов о ледовой обстановке и наиболее благоприятных путях плавания в пункты назначения. Работа полярной авиации, в частности, осуществление ледо вых разведок, это довольно обширная, сложная деятельность. Она связанна с изу чением и освоением гигантских северных областей и ледовых арктических трасс и, соответственно, требует глубокого, профессионального освещения. Что касается непосредственного осуществления ледовых разведок, то весь этот комплекс можно несколько условно разделить на три самостоятельных уровня. Первый —информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Это отно сится к разряду стратегических ледовых обзоров. После соответствующего анализа полученной информации специалистам надлежит определить направления полё тов самолётов для проведения более детальных обследований ледовых участков. Второй уровень —это дальние тактические разведки, которые осуществляются са молётами по указаниям штабов морских ледовых операций. Они проводятся, как правило, для определения предстоящих наиболее выгодных маршрутов движения караванов, а в необходимых случаях и отдельных судов. В этих разведочных полётах участвуют, как правило, капитаны ледовых прово док (моряки именуют их капитаны-наставники) штабов морских ледовых опера ций, а также специалисты гидрологи научно-оперативных групп. На основании по лученной в полётах информации о ледовой обстановке создаются ледовые карты в том или ином районе, которыми руководствуются судоводители ледоколов и транс портных судов, плавающих в арктических водах. И третий уровень ледовой развед ки —ближний, тактический, выполняемый вертолётами, которые базируются на атомных ледоколах, —бортовые вертолёты. Командиры вертолётов и судовые гид 401
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz