Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Особенно хочется чуть подробнее остановиться на работе наиболее близкой нам, капитанам, структуры в составе пароходства —ледокольной службы и штаба мор­ ских арктических операций. Созданная в послевоенные годы, служба занималась всеми работами флота в Арктике. На время летних навигаций на Диксоне создавал­ ся штаб морских арктических операций во главе с начальником ледокольной служ­ бы. Кроме него в состав штаба входили капитаны ледовых проводок, сменные дис­ петчеры, радисты и научно-оперативная группа. Штаб морских операций выпол­ нял большой и очень сложный объём работ по оперативному руководству флотом, работающим в Арктике. Руководители штаба распределяли функции капитанов ледовых проводок, а также участки трассы Северного морского пути и арктические пункты, где они должны в основном базироваться. В обязанности штаба входило формирование караванов транспортных судов и их ледокольное обеспечение на путях следования к местам назначения. Прорабаты­ вались планы и осуществлялись проводки по трассе СМП больших караванов речных судов в устья великих сибирских рек. Сотрудники штаба вырабатывали ре­ комендации и в необходимых случаях давали конкретные указания капитанам ледоколов и транспортных судов относительно следования наиболее благоприят­ ными маршрутами. В разные годы ледокольную службу пароходства и штаб мор­ ских арктических операций возглавляли: М. В. Стрекаловский, Б. Н. Купоросов, Г. О. Кононович, Б. С. Майнагашев, А. М. Кашицкий, А. Л. Чупыра, А. А. Смирнов, Н. Г. Бабич. Капитаны-наставники ледокольной службы осуществляли ледовые разведки на самолётах полярной авиации по трассам с выдачей информации капитанам ледоко­ лов и транспортов о ледовой обстановке и наиболее благоприятных путях плавания в пункты назначения. Работа полярной авиации, в частности, осуществление ледо­ вых разведок, это довольно обширная, сложная деятельность. Она связанна с изу­ чением и освоением гигантских северных областей и ледовых арктических трасс и, соответственно, требует глубокого, профессионального освещения. Что касается непосредственного осуществления ледовых разведок, то весь этот комплекс можно несколько условно разделить на три самостоятельных уровня. Первый —информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Это отно­ сится к разряду стратегических ледовых обзоров. После соответствующего анализа полученной информации специалистам надлежит определить направления полё­ тов самолётов для проведения более детальных обследований ледовых участков. Второй уровень —это дальние тактические разведки, которые осуществляются са­ молётами по указаниям штабов морских ледовых операций. Они проводятся, как правило, для определения предстоящих наиболее выгодных маршрутов движения караванов, а в необходимых случаях и отдельных судов. В этих разведочных полётах участвуют, как правило, капитаны ледовых прово­ док (моряки именуют их капитаны-наставники) штабов морских ледовых опера­ ций, а также специалисты гидрологи научно-оперативных групп. На основании по­ лученной в полётах информации о ледовой обстановке создаются ледовые карты в том или ином районе, которыми руководствуются судоводители ледоколов и транс­ портных судов, плавающих в арктических водах. И третий уровень ледовой развед­ ки —ближний, тактический, выполняемый вертолётами, которые базируются на атомных ледоколах, —бортовые вертолёты. Командиры вертолётов и судовые гид­ 401

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz