Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Иван Павлович Лопатин —замечательный мо­ ряк, истинный профессионал, судоводитель с выс­ шим образованием и огромным стажем морской службы, а главное —умный, общительный, по-жи- тейски мудрый и благородный человек, это, если угодно, сама история безопасности мореплавания нашего ледокольно-транспортного флота второй половины прошлого столетия. Капитан Лопатин — достойный представитель старшего поколения мо- ряков-судоводителей, прошедших трудную довоен­ ную морскую службу, всё страшное военное лихоле­ тье и послевоенный восстановительный период. Иван Павлович теперь на заслуженном отдыхе, но несмотря на почтенный возраст, по-прежнему актив­ ный член Ассоциации капитанов, Ассоциации иссле­ дователей Арктики и непременный участник различ­ ных мероприятий, проводимых в среде морской общественности. В 60—80-е годы в службе безопасности мореплавания кроме её начальника и одновременно заместителя начальника пароходства по мореплаванию И. П. Лопа­ тина работали: главный штурман Д. В. Ветчинин, морской инспектор А. Ф. Михай­ лов, капитаны-наставники: Г. В. Драницын, В. С. Сакович, Б. К. Хлебников, Н. П. Показанов, П. П. Вдовин. Автору этого повествования тоже довелось порабо­ тать в службе мореплавания с 1978 по 1983 годы. Мои коллеги капитаны-наставни- ки были опытные специалисты и уважаемые старшие командиры с большим мо­ ряцким и административным опытом. Поэтому мне было сравнительно легко и ин­ тересно работать рядом с этими добрыми и знающими свое дело коллегами, всегда готовыми помочь добрым, полезным советом. А в принципе работа в службе без­ опасности мореплавания пароходства весьма ответственна, многопланова и часто непредсказуема. Оно и понятно, под руководством каждого капитана-наставника находилась группа из 18—20 судов, которые работали в самых различных районах Мирового океана от Канады до Австралии и от Шпицбергена и Земли Франца-Иоси- фа до Антарктиды. И главная задача руководителя группы состояла в том, чтобы обеспечивать безопасную и эффективную работу экипажей, оказывать необходи­ мую помощь капитанам в решении многих проблем, возникающих при плавании, особенно в иностранных водах, активно участвовать в деловых взаимоотношениях с различными партнерами в портах многих стран мира. В обязанности капитана-наставника входит также контроль за подготовкой эки­ пажей судов к борьбе за живучесть судна при плавании в экстремальных условиях, подготовка и выдвижение старших судоводителей на вышестоящие должности, в частности, на должность капитанов судов. Согласно положению о капитанах-на- ставниках они 50 процентов своего рабочего времени обязаны работать на судах в море, помогать капитанам в работе, изучать организацию службы, а также прове­ рять профессиональные знания судоводительского состава. Да, у главных морепла­ вателей обязанности весьма сложные, неординарные и часто бывает так, что капи­ тан-наставник, начиная рабочий день в своём кабинете, порою сам не знает, где 399

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz