Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

для определения возможности работы транспортных судов усиленного ледового арктического класса в зимней Арктике. Ледокольное обеспечение тех поздних осен­ них плаваний осуществляли атомоход «Ленин» и дизель-электрические ледоколы: «Мурманск», «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов». Особенно трудными на завершающем этапе были продлённые арктические на­ вигации 1973 и 1974 годов. Тут уже начинали «переплетаться» понятия —заверше­ ние одной и начало следующей арктической навигации. Так, караван транспортных судов с норильской рудой, начавший рейс иод проводкой ледоколов «Ленин», «Киев», «Мурманск» в конце навигации 1972 года, пришёл в Мурманск в январе следующего 1973 года. Автору этого повествования тоже довелось выходить из Ени­ сея в составе последних караванов на д /э «Волховгэс» в декабре 1973 года и на т /х «Устилуг» в январе 1975 года. И наконец, осенне-зимняя арктическая навига­ ция 1978 года на линии Мурманск—Дудинка усилиями мурманских моряков стала круглогодичной. В 1975 году в состав ледокольного флота Мурманского пароходства вступил вновь построенный на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде атом­ ный ледокол второго поколения «Арктика» мощностью 75 тысяч лошадиных сил. В арктическом мореплавании началась новая эпоха. В августе 1977 года атомоход «Арктика» под руководством министра морского флота СССР Т. Б. Гуженко и под командой капитана Ю. С. Кучиева совершил первый поход к Северному полюсу. В том же году вышел из постройки и вступил в эксплуатацию второй ледокол «Сибирь». Кроме того, в конце 1977 года в состав Мурманского ледокольно-транс­ портного флота вступил головной рудовоз-контейнеровоз усиленного ледового клас­ са и сравнительно большой грузоподъёмности, около 20 тысяч тонн, теплоход «Дмит­ рий Донской». А в последующие семь лет флот пароходства пополнился сдвоенной серией в количестве 27 кораблей современного ледового класса. Наибольшего подъёма в своем развитии Мурманское морское пароходство по­ лучило в середине 80-х годов XX века. В тот период в составе флота пароходства работали до 80 судов различных классов и назначений. В эксплуатации находились: 7 атомных ледоколов и один атомный лихтеровоз-контейнеровоз, 5 дизель-элект- рических ледоколов, 9 мощных, современных транспортов высшего ледового клас­ са типа «Норильск», 3 дизель-электрических транспорта типа «Амгуэма», 25 рудо­ возов-контейнеровозов типа «Дмитрий Донской» и «Михаил Стрекаловский», 2 рудовоза типа «Звенигород», 3 лесовоза типа «Пионер Белоруссии». 12 транспор­ тов —арктических снабженцев типа «Пионер», 5 пассажирских, 2 спасательных и несколько вспомогательных судов: водолазных, буксировщиков-кантовщиков и прочих. Этот флот обеспечивал каботажные, внешнеторговые и арктические перевозки, в том числе большое количество медно-никелевой руды Талнахского месторожде­ ния и продукции (медь, никель, файнштейн) Норильского горно-металлургическо­ го комбината. Мурманский ледокольно-транспортный флот, начиная с 70-х годов, бесперебойно обеспечивал продлённую, а с 1978 года круглогодичную навигацию на линиях: Мурманск —Архангельск —Кандалакша —Дудинка. Эта линия, кстати, успешно и безаварийно функционирует уже 30 лет. И в этом была немалая заслуга службы безопасности мореплавания пароходства во главе с капитаном И. П. Лопа­ тиным. 398

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz