Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

А её отважные морские офицеры и их самоотверженные помощники: штурма­ ны, геодезисты, гидрографы, служители-матросы, несмотря ни на что, прокладыва­ ли морской путь, описывали побережья и составляли обстоятельные морские кар­ ты очень важного, но трудного морского участка между великими западно-сибир- скими реками Обью и Енисеем. Второй северный отряд Великой экспедиции под руководством лейтенанта флота Овцына достойно выполнил свою главную задачу. В заключение добавим, что после завершения экспедиции заслуженный морской офицер Дмитрий Овцын продолжал службу, командуя боевыми кораблями Бал­ тийского флота до выхода в отставку в 1757 году в чине капитана 2-го ранга. Весной 1738 года, после ареста Дмитрия Овцына, командиром Обь-Енисейско- го отряда был назначен штурман Фёдор Алексеевич Минин. По некоторым свиде­ тельствам это был человек отважный, грамотный и опытный моряк, но имел суро­ вый, авторитарный характер и обращался с подчинёнными грубо, часто наказывал. После завершения работы отряда он, якобы за жестокое обращение с подчинённы­ ми, тоже был отдан под суд и разжалован в матросы, однако впоследствии оправдан и восстановлен в звании штурмана. Согласно инструкции адмиралтейств-коллегии, экспедиционный отряд Минина на боте «Оби-Почтальон» приступил к выполнению своей основной задачи —об­ следованию, описанию и нанесению на карты Сибирского побережья между устья­ ми рек: Енисея и Хатанги. Кстати заметим, что такие работы производились одно­ временно с запада и востока. С Енисея отправлялся в восточном направлении Обь- Енисейский отряд штурмана Минина, а с Лены на запад продвигался встречный Ленско-Енисейский отряд лейтенанта Прончищева. А главная задача двух отрядов сводилась к обследованию, описанию и нанесению на карты побережья таинствен­ ного, еще совершенно незнакомого русским гидрографам полуострова Таймыр. Бот «Оби-Почтальон» в летние арктические навигации 1738—1740 годов триж­ ды пытался выйти из Енисейского залива и обогнуть с севера Таймыр. Но тяжёлые льды, блокировавшие устье залива, препятствовали морякам пробиться на просто­ ры Карского моря. Только летом 1738 года при небольшом локальном разряжении льдов Минину удалось продвинуться к востоку от выходного мыса Енисейского залива, где, кстати, путешественники обнаружили несколько неизвестных ранее островов. Тут уместно отметить, что весь участок Арктического побережья между Енисеем и Хатангой в те времена представлял гигантское белое пятно. Мореходцы- поморы, проходившие этим путём, возможно, еще в первой четверти XVII века, к сожалению, не оставили каких-либо достоверных письменных свидетельств об этих суровых берегах. Ну, а характер и условия плавания между Енисейским и Хатангским устьями, вокруг полуострова Таймыр, и в наше время были и остаются весьма сложными в навигационном и особенно в ледовом отношении. Вспомним, что еще в недалёком прошлом —пятидесятых годах прошлого XX века —линейные ледоколы «Ермак», «Ленин» с запада и «Красин» с востока только в первой половине августа начинали взлом ледового припая в проливе Вилькицкого и добавим —далеко не всегда успешно. Поэтому бывает трудно представить, как могли подступиться к этим ледовым массивам деревянные парусные пакетботы отважных капитанов Ф. Минина, В. Прончищева и X. Лаптева. Понятно, отчего они нередко вынуждены были пово­ рачивать на обратные курсы. И, тем не менее, командиры Енисейско-Таймырского отряда штурманы Ф. Минин и Д. Стерлегов со своими помощниками выполнили в 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz