Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Особая эпоха в арктическом мореплавании началась в 1959 году, когда на трас­ сы Северного морского пути вышел первый в мире атомный ледокол «Ленин», построенный кораблестроителями Адмиралтейского завода —нашей старейшей и главной государственной судоверфи —в Ленинграде. Это был поистине триумф в истории полярного мореплавания, событие мирового масштаба, гордость отечествен­ ных кораблестроителей. А в 1963 году Ивана Дмитриевича Данилкина на посту начальника Мурман­ ского пароходства сменил Юрий Георгиевич Левин. Это был уже представитель другого, младшего поколения руководителей среднего звена на морском флоте. Ю. Г. Левин —капитан дальнего плавания, работал на судах пароходства, затем на­ чальником морской инспекции. Грамотный, опытный судоводитель он, вероятно, был способным и перспективным руководителем большого коллектива судоходной компании. Но, к сожалению, Юрий Георгиевич был несколько замкнутый, сугубо официальный руководитель. Однако, справедливости ради отметим, что под его ру­ ководством флот и Управление в течение 7 лет работали слаженно и весьма успеш­ но. Первым заместителем начальника пароходства в тот период был В. А. Игнатюк. Службой безопасности мореплавания с 1960 года руководил капитан дальнего плавания И. П. Лопатин, а планово-экономический отдел и финансовую службу возглавлял грамотный профессионал, талантливый руководитель и администратор А. М. Дойбан. Начальниками ледокольной службы и руководителями штаба мор­ ских арктических операций были Б. С. Майнагашев, а затем А. М. Кашицкий. Служ­ бой кадров руководил А. В. Казанков. Мне довелось около 2-х лет работать под ру­ ководством Александра Васильевича и у меня остались самые лучшие воспомина­ ния об этом, к сожалению, кратком периоде совместной работы. Капитан Казанков был высокообразованный моряк —командир и талантливый руководитель с твёр­ дым, в определенной ситуации жёстким, расчётливым характером. В последние годы своей жизни он работал в центральном аппарате Министерства морского флота и был, безусловно, очень перспективным специалистом и руководителем. Остаётся добавить, что, к глубокому сожалению, Александр Васильевич Казанков из-за тя­ желой, скоротечной болезни рано ушёл из жизни. Тут, наверное, уместно вспом­ нить, что подобно Александру Васильевичу судьба крайне жестоко и неправедно отнеслась к другим, тоже довольно молодым и безусловно талантливым морским капитанам: Николаю Михайловичу Свиридову, Валентину Константиновичу Пав­ лову, Владимиру Анатольевичу Фёдорову, Владимиру Антоновичу Седову, Генна­ дию Андреевичу Загребину и другим. Это были великолепные моряки, отважные капитаны, добрые друзья и просто красивые люди. В 60-е годы ледокольно-транспортный флот Мурманского пароходства продол­ жал обновляться. В его состав вошли: серии рудовозов типа «Дорогобуж»: «Добро- полье», «Дагестан», «Дудинка», «Димитрове», «Днепродзержинск», «Дашава», «Дедовск». Затем, начиная с 1963 года, было построено 12 судов-снабженцев типа «Повенец», а потом несколько модернизированных «Пионеров» —тоже 12 единиц. Суда этих серий были построены на верфях Германской Демократической Респуб­ лики в Ростоке. В состав флота также вступили ледоколы: «Москва», «Ленинград», «Киев», «Мурманск». А из эксплуатации в 1963 году был выведен легендарный ледокол —«дедушка» ледокольного флота, знаменитый «Ермак». Да, этот ветеран отработал более 60-и лет, в том числе почти 30 лет в тяжелых арктических льдах — это целая эпоха в истории Российского ледокольного флота. 395

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz