Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

В конце 50-х —начале 60-х годов руководители и специалисты соответствую­ щих служб Управления во главе с начальником пароходства И. Д. Данилкиным на­ чали активно расширять границы эксплуатационной деятельности флота и геогра­ фию заходов судов, особенно в загранплавании. В частности, была открыта доволь­ но эффективная в те времена грузовая линия «Треугольник»: Мурманск —порты Балтики с апатитовым концетратом, оттуда —на Шпицберген за углём и на Мур­ манск. Здесь успешно работали суда-углерудовозы типа «Североморск» и первые вновь построенные рудовозы типа «Дорогобуж». Расширяя работу на внешнеторговых перевозках, транспортный флот пароход­ ства успешно увеличивал валютные поступления, как в актив пароходства, так и в общую казну Министерства морского флота да и государства в целом. Наши новые суда —дизель-электроходы типа «Днепрогэс» —пошли в страны Центральной и Южной Америки: Бразилию, Аргентину, Уругвай, а также в Юго-Восточную Азию: Индию, Индонезию, Вьетнам, на Филлипины и даже добрались до Австралии. Советский торговый флот довольно быстро и уверенно входил в первую пятёрку мировых торговых флотов. Широкую известность на мировых океанских путях получил Мурманский ле­ докольно-транспортный флот, начиная с 1955 года, когда наши новые ледокольные транспорты «Обь» и «Лена» отправились к Антарктическому материку с целью до­ ставки туда участников Первой комплексной научно-исследовательской экспеди­ ции и создания там главной научно-исследовательской базы. Кстати, заметим, что Антарктический материк открыли моряки Российского флота на парусных кораб­ лях: «Восток» и «Мирный» под командой капитанов Ф. Ф. Белинсгаузена и М. П. Лазарева. А произошло это событие мирового значения в январе 1821 года. Несколько позднее знаменитый английский исследователь Антарктиды Джеймс Кларк Росс напишет: «Открытие наиболее южного из всех известных материков было доблестно завоёвано бесстрашным Беллинсгаузеном, и это завоевание навсег­ да останется за русскими». Так-то, господа, пытавшиеся в былые времена, пусть и неуверенно, но оспаривать этот всемирно признанный географический и истори­ ческий факт. Да, мы —участники тех антарктических походов —тоже были первыми из рос­ сиян, кому довелось ступить на этот суровый, обледенелый, безжизненный берег. Мурманские моряки принимали активное участие в постройке на антарктическом берегу моря Дэйвиса первой советской научно-исследовательской станции и посёлка Мирный, в котором оставались на зимовку наши отважные исследователи Антарк­ тиды во главе с доктором географических наук, Героем Советского Союза М. М Со­ мовым. Кстати, уже тогда наши мощные экспедиционные корабли «Обь» и «Лена» оказывали эффективную помощь заблокированным льдами и айсбергами экспеди­ ционным судам наших соседей в Антарктиде —японцев и австралийцев. Кроме всего прочего, в половине 60-х годов происходили значительные позитив­ ные перемены в составе флота —его «омоложение». В эксплуатацию вступали це­ лые серии вновь построенных транспортных судов, как от отечественных судостро­ ительных заводов, так и от судостроительных верфей Германской Демократической Республики (ГДР), Польши, Финляндии, Венгрии, Югославии. Одновременно вы­ водились из эксплуатации устаревшие, изношенные и нерентабельные суда — пароходы. 394

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz