Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

командой капитана В. И. Поташникова. В этом пла­ вании ледорез «Ф. Литке» поставил новый мировой рекорд свободного плавания в высоких арктических широтах, достигнув 83 градусов 25 минут северной широты. Так близко к Северному полюсу в свобод­ ном плавании не подходил еще ни один корабль. В 1956 году начальником Мурманского арктиче­ ского пароходства стал И. Д. Данилкин. Иван Дмит­ риевич —заслуженный капитан, участник Великой Отечественной войны, командовал военными кораб­ лями на Чёрном и Азовском морях. После оконча­ ния войны снова работал капитаном на торговых судах, был начальником Азовского морского паро­ ходства. Это был достойный профессионал —руко­ водитель крупных объединений морского транспор­ та и большой, открытой души человек. Автору этих строк в бытность свою старшим штурманом на су­ дах пароходства довелось лично встречаться с Ива­ ном Дмитриевичем и посчастливилось вынести из этих встреч самые добрые воспо­ минания о безусловно талантливом, мудром руководителе и очень общительном, в высшей степени воспитанном человеке. Своим внешним видом, манерой обраще­ ния —Иван Дмитриевич был великолепным примером для всех, кто его знал. Глав­ ным инженером пароходства стал С. Н. Кузнецов —опытный руководитель, ветеран ледокольно-транспортного флота. Заместителем начальника пароходства по безо­ пасности мореплавания назначили капитана Ю.Г. Левина, начальником штаба мор­ ских арктических операций —М. В. Стрекаловского. Мурманское пароходство в тот период было на большом производственном и социальном подъёме. Ледокольно-транспортный флот активно пополнялся новы­ ми современными ледоколами и транспортными судами усиленного ледового клас­ са. Во второй половине 50-х годов в состав флота вошли новые ледоколы: «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов», пришли после переоборудования ледоколы «Красин» и «Сибиряков», новый ледокольный транспорт «Индигирка». Начиная с 1956 года, начали поступать дизель-электрические суда: «Днепрогэс», «Волховгэс», «Рионгэс», «Куйбышевгэс», «Цимлянскгэс», «Ангаргэс» —все постройки Никола­ евского судостроительного завода. Флот начал пополняться построенными на польских судоверфях углерудовозами типа «Североморск». В арктическую навигацию 1957 года, на её завершающем этапе, ледовая обста­ новка осложнилась до предела, и несколько транспортов, а также ледоколы «Капи­ тан Белоусов», «Капитан Воронин» и «Сибиряков» с повреждёнными во льдах кор­ пусами и винтами были вынуждены остаться на зимовку в море Лаптевых. Экипа­ жи ледоколов под командой капитанов Г. В. Драницына, Ю. К. Хлебникова и В. И. Поташникова в крайне суровых условиях зимней Арктики провели успешный ремонт ледоколов на плаву с заменой повреждённых валов и винтов с поломанны­ ми лопастями. Эту огромную и немыслимо трудную работу моряки выполнили под общим руководством главного инженера С. Н. Кузнецова и механиков С. А. Мала­ ховского, Н. И. Уткина, В. А. Шестакова, водолазов Н. М. Тюрикова, С. Я. Неумои- на и других моряков —членов экипажей зимовавших ледоколов. И. Д. Данилкин 393

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz