Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
арктического пароходства был передан вновь созданному Архангельскому аркти ческому пароходству. Все линейные ледоколы и наиболее активные ледокольные транспорты были включены в состав вспомогательных сил Военно-Морского Фло та. Они несли сторожевую службу, занимались сопровождением и проводкой во льдах арктических караванов на трассах Севморпути. В послевоенный период в связи с различными переменами, происходившими во многих государственных структурах, бывало немало изменений и в транспорт ной отрасли. Так, было проведено объединение морского и речного флота, что впро чем вносило немалую путаницу и разлад в работу этих двух очень важных, но по сути различных хозяйственных субъектов. Однако были и позитивные решения в плане объединения небольших предпри ятий и создания новых судоходных компаний, в частности, на Северном бассейне. Так, приказом по Министерству морского и речного флота от 25 июня 1953 года было вновь создано Мурманское государственное морское арктическое пароходство (МГМАП). Оно вошло в состав Главного управления Севморпути, которое, в свою очередь, оказалось в подчинении объединенному Министерству. Нельзя не призна вать, что и эта структура тоже была громоздка и трудноуправляема. Однако объе динение всего ледокольно-транспортного флота в одно специализированное паро ходство с базированием в обширном, глубоководном, незамерзающем порту Мур манск было, безусловно, оптимальным решением. Начальником пароходства стал И. В. Фомин, главным инженером М. И. Чух- маненко, начальником морской инспекции А. И. Дубинин. Механической службой руководил инженер-механик В. И. Крумин. Начальником планово-экономическо- го отдела и финансовой службы стал П. Я. Шмуйлович, а эксплуатационную служ бу возглавил капитан Н. Н. Веселовский. Это были великолепные специалисты — руководители высокого класса. Они быстро, энергично и профессионально поста вили работу подчинённых им отделов и служб. На ледокольно-транспортный флот арктического пароходства были возложе ны основные функции: обеспечивать транспортные нужды портов и портопунктов всего Арктического побережья от Кольского полуострова на западе до Хатанги и Тикси на востоке, а также всех островных и материковых полярных станций в пе риод арктических навигаций и осуществлять загранперевозки в зимний период. В состав вновь созданного пароходства вошли ледоколы: «И. Сталин», «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке» (позднее «Красин» и «Сибиряков»), ледокольные пароходы: «Г. Седов», «Дежнёв», «С. Леваневский», «Прончищев», «В. Русанов», танкер «Ненец» и другие суда. Экипажи ледоколов и транспортных судов возглавляли опытные полярные ка питаны: П. А. Пономарёв, В. И. Воронин, Ю. К. Хлебников, К. К. Бызов, Д. Н. Чух- чин, А. Т. Кудлай, А. В. Татарчук, В. И. Поташников, А. И. Ветров, Ф. М. Пустош- ный, А. М. Кулаков, Г. В. Драницын, Ф. И. Федосеев, А. И. Дедюрин, Ф. Д. Панфи лов, А. Т. Попов, Б. Е. Ушаков, И. В. Замятин, А. А. Назарьев, И. М. Бельков, А. Ф. Пинежанинов, Б. М. Хирхасов, П. Г. Чурносов, А. И. Дедюрин, Г. М. Очеред ник, Н. Н. Иванов, А. С. Янцелевич и другие. Многие годы работали на ледоколах и транспортах опытные, заслуженные главные и старшие механики: М. М. Матвеев, Е. А. Чиженко, И. А. Глаголев, Л. И. Шайдаюк, В. М. Грудков, Г. Н. Новгородцев, П. С. Чернобров, В. А. Шестаков, Ермолин, А. А. Никитинский, М. Н. Жеребцов, А. Г. Рагозин, Н. И. Уткин —перечислить всех положительно невозможно. 391
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz