Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

арктического пароходства был передан вновь созданному Архангельскому аркти­ ческому пароходству. Все линейные ледоколы и наиболее активные ледокольные транспорты были включены в состав вспомогательных сил Военно-Морского Фло­ та. Они несли сторожевую службу, занимались сопровождением и проводкой во льдах арктических караванов на трассах Севморпути. В послевоенный период в связи с различными переменами, происходившими во многих государственных структурах, бывало немало изменений и в транспорт­ ной отрасли. Так, было проведено объединение морского и речного флота, что впро­ чем вносило немалую путаницу и разлад в работу этих двух очень важных, но по сути различных хозяйственных субъектов. Однако были и позитивные решения в плане объединения небольших предпри­ ятий и создания новых судоходных компаний, в частности, на Северном бассейне. Так, приказом по Министерству морского и речного флота от 25 июня 1953 года было вновь создано Мурманское государственное морское арктическое пароходство (МГМАП). Оно вошло в состав Главного управления Севморпути, которое, в свою очередь, оказалось в подчинении объединенному Министерству. Нельзя не призна­ вать, что и эта структура тоже была громоздка и трудноуправляема. Однако объе­ динение всего ледокольно-транспортного флота в одно специализированное паро­ ходство с базированием в обширном, глубоководном, незамерзающем порту Мур­ манск было, безусловно, оптимальным решением. Начальником пароходства стал И. В. Фомин, главным инженером М. И. Чух- маненко, начальником морской инспекции А. И. Дубинин. Механической службой руководил инженер-механик В. И. Крумин. Начальником планово-экономическо- го отдела и финансовой службы стал П. Я. Шмуйлович, а эксплуатационную служ­ бу возглавил капитан Н. Н. Веселовский. Это были великолепные специалисты — руководители высокого класса. Они быстро, энергично и профессионально поста­ вили работу подчинённых им отделов и служб. На ледокольно-транспортный флот арктического пароходства были возложе­ ны основные функции: обеспечивать транспортные нужды портов и портопунктов всего Арктического побережья от Кольского полуострова на западе до Хатанги и Тикси на востоке, а также всех островных и материковых полярных станций в пе­ риод арктических навигаций и осуществлять загранперевозки в зимний период. В состав вновь созданного пароходства вошли ледоколы: «И. Сталин», «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке» (позднее «Красин» и «Сибиряков»), ледокольные пароходы: «Г. Седов», «Дежнёв», «С. Леваневский», «Прончищев», «В. Русанов», танкер «Ненец» и другие суда. Экипажи ледоколов и транспортных судов возглавляли опытные полярные ка­ питаны: П. А. Пономарёв, В. И. Воронин, Ю. К. Хлебников, К. К. Бызов, Д. Н. Чух- чин, А. Т. Кудлай, А. В. Татарчук, В. И. Поташников, А. И. Ветров, Ф. М. Пустош- ный, А. М. Кулаков, Г. В. Драницын, Ф. И. Федосеев, А. И. Дедюрин, Ф. Д. Панфи­ лов, А. Т. Попов, Б. Е. Ушаков, И. В. Замятин, А. А. Назарьев, И. М. Бельков, А. Ф. Пинежанинов, Б. М. Хирхасов, П. Г. Чурносов, А. И. Дедюрин, Г. М. Очеред­ ник, Н. Н. Иванов, А. С. Янцелевич и другие. Многие годы работали на ледоколах и транспортах опытные, заслуженные главные и старшие механики: М. М. Матвеев, Е. А. Чиженко, И. А. Глаголев, Л. И. Шайдаюк, В. М. Грудков, Г. Н. Новгородцев, П. С. Чернобров, В. А. Шестаков, Ермолин, А. А. Никитинский, М. Н. Жеребцов, А. Г. Рагозин, Н. И. Уткин —перечислить всех положительно невозможно. 391

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz