Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

В составе управления пароходства появились главные службы: эксплуатации фло­ та и безопасности плавания в Арктике, механико-судовая, коммерческая, планово­ экономическая, кадровая и другие службы. В состав ледокольно-транспортного флота пароходства вошли ледоколы: «Ермак», «И. Сталин», «Ленин», «Ф. Литке», а также ледокольные пароходы: «Г. Седов», «В. Русанов», «А. Сибиряков», «Садко», «Малыгин», «Таймыр», «Мурман», несколько старых транспортов, танкер «Юкагир», гидрографические и зверобойные суда. Начальником вновь созданного пароходства был назначен И. С. Нестеров. Задачи перед новым мореходным предприятием были поставлены большие и ответственные. Главная —обеспечивать завоз необходимых грузов в пункты на по­ бережье Ледовитого океана и на вновь создаваемые островные полярные станции. В тот период особенно большой спрос в Арктике был на строительные материалы, технику, материально-техническое снабжение, топливо и продовольствие. Одной из срочных и чрезвычайно важных задач, вставших перед руководством пароход­ ства с самого начала его функционирования, была задача вывода из Арктики более двадцати транспортных судов и нескольких ледоколов, зимовавших в различных морских районах от Земли Франца-Иосифа на западе до центральной части моря Лаптевых на востоке. Огромную роль в этих сложных операциях по выводу отдельных транспортов и целых караванов сыграл ветеран арктических походов линейный ледокол «Ермак» под командованием заслуженного ледового капитана М. Я. Сорокина. В целом пер­ вая арктическая навигация 1938 года для вновь созданного пароходства прошла успешно и сравнительно благополучно. Ледокольно-транспортный флот Мурман­ ского арктического пароходства с первых дней после его создания начал активно расширять транспортную деятельность в западном районе трассы Северного мор­ ского пути, особенно в устьевых участках сибирских рек, а также по созданию опор­ ных базовых пунктов на Арктическом побережье. Появились первые портовые посёлки: Диксон, Новый Порт в Обской губе, Усть- Порт на Енисее, Амдерма, Игарка, Дудинка и другие. Началось пополнение флота новыми ледоколами и транспортными судами, уже вступили в строй головной ле­ докол первой отечественной серии «И. Сталин» и транспортный пароход «Дежнёв». Готовились к спуску на воду следующие корабли арктического класса. Успешно завершились арктические навигации 1939 и 1940 годов. Северный морской путь становился в ряд важнейших морских транспортных путей страны. Неуклонно год от года возрастал грузооборот на трассах СМП, а ледоколы и транс­ портные суда после завершения очередных навигаций благополучно выходили из Арктики. Блестящую операцию провели зимой 1941 года специалисты механической службы и ремонтных предприятий пароходства совместно с моряками. Группа специалистов во главе с инженером С. Н. Кузнецовым провела большой ремонт ледо­ вых повреждений подводной части корпуса и дейдвудного комплекса на ледоколе «И. Сталин», полученных в арктическом плавании. Ремонт проводился в зимний пе­ риод на плаву ледокола с применением кренования и дифферентовок крупнотоннаж­ ного ледового корабля. Подобных работ в судоремонте мировая практика еще не зна­ ла. Ремонт был выполнен в срок и с отличным качеством, что позволило вовремя под­ готовить ледокол к эксплуатации в предстоящую арктическую навигацию. Начавшаяся Великая Отечественная война внесла многие решительные изме­ нения во все структуры и производственные планы пароходства. Так, после начала войны в сентябре 1941 года приказом по ГУСМП почти весь флот Мурманского 390

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz