Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

вызывает интереса у моряков-судоводителей. На современных же кораблях с их средствами судовождения говорить о навигационных опасностях в Белом море — не очень уместно. Требуется лишь надлежащее внимание судоводителей и действен­ ный контроль со стороны капитанов. И опять пошли «мелькать» знакомые, давно известные места: вот мыс Терско- Орловский, а на нём отличный старинный маяк, далее мыс Корабельный и река Поной. У наших предков —кулойских поморов —бытовала когда-то шуточная по­ говорка: «попадёшь в Поной —дак не захошь домой!». Поговорка —ненавистная женщинам с Зимнего берега. Очень уж сомнительным казался поморским жёнкам смысл этой задиристой прибаутки. А если серьёзно, богат был Поной —что река сёмгой, что берега всяким зверьём и морским, и береговым —вот и вся «заноза»! По левому борту прошли зыбкие контуры острова Моржовец и мыса Воронов, а далее к востоку —Мезенский залив и родной полноводный Кулой! 13 октября 1992 года в полдень теплоход «Кандалакша» прибыл на Чижовский рейд порта Архангельск и по указанию портовых властей встал на якорь в ожида­ нии постановки к причалу и выгрузки доставленных из Арктики грузов. Итак, за­ вершился очередной, нелёгкий снабженческий рейс в Арктику. Переход от Чукот­ ского порта Певек до Архангельска продолжался 11 суток и 12 часов. Ну, что же — не так плохо. Расход топлива «на круг» 35 тонн мазута в сутки. Хорошо «кушают» современные, могучие ледокольно-транспортные корабли. Но, извините, они и хо­ дят отменно! По информации портовой администрации и диспетчерской службы грузового района Экономия постановка к причалу планируется на 15 октября. Ну, что же, подождём. А из Мурманска пришла очередная депеша: «Следующий рейс планируется из Мурманска в Дудинку с генеральными грузами около 10 ты­ сяч тонн» —тоже хорошо. Пойдём в Дудинку, благо время еще сравнительно благо­ приятное —ноябрь на Енисее, практически, только начало ледостава. Управление и флот Мурманского морского пароходства О дин старый капитан времён парусного флота проникновенно утверждал: «Корабли сами не ходят, их всегда водят люди —моряки». Это истинно так, как и то, что флот сам по себе тоже не функционирует. Его строительством, эксплу­ атацией, ремонтом, поддержанием в должном порядке, обеспечением квалифици­ рованными специалистами и всем необходимым для нормальной деятельности не­ обходимы береговые структуры —управления, службы, которые объединяются в специализированные предприятия, именуемые морскими пароходствами. Вот об одном из таких предприятий —Управлении Мурманского морского пароходства хочется рассказать, хотя бы очень кратко, в пределах возможностей данного произ­ ведения. Итак, после создания в 1932 году Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), естественно, встал вопрос об организации транспортных предприятий, которые должны были осваивать, обустраивать и эксплуатировать этот новый, малознакомый морской путь. В 1938 году, впервые в нашей стране, было создано Мурманское государственное морское арктическое пароходство Севморпути. 389

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz