Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
вдвоём двинули курсом на юго-запад. А ледокол, лихо развернувшись, помчался на соединение с приотставшими участниками каравана. Мне из многократных возмож ностей наблюдать всегда казалось, что капитаны атомоходов, объявив своим подо печным об окончании проводок, особенно, когда они завершены успешно и благо получно, традиционно, хотя бы на непродолжительное время, пускают своих «ле тунов» на всю мощь —своего рода шикарный реверанс: «Смотрите, друзья, как мы ходим по-настоящему!». Тут не только у ледоколыциков, но и у всех присутствую щих моряков сердца переполняются искренней гордостью за наши великолепные атомные корабли —поистине арктические «очаровательные франты!». И всем при ятно и радостно: «Ай, да мы, во... даём!». Прошла вахта, другая, уже почти сутки идём в направлении к Новой Земле, а ожидаемой кромки льдов и открытой воды всё нет. Такое впечатление, что льды появляются и растут быстрее, чем мы идём. Лёд, правда, для нас совершенно «пус тяковый», но за нами попутчик. Они уже почему-то начинают волноваться: «Лео нид Степанович, пожалуйста, не оставляйте нас!». Вот чудаки! Ну кто же оставит слабое судно даже в самых лёгких льдах: «Не беспокойтесь, не оставим». 10 октября вечером, примерно в 180 милях к северо-востоку от Карских Ворот, вышли-таки на большую воду. Вот теперь лёд закончился —впереди чисто до Карских Ворот и да лее в Баренцевом море. А впечатление такое, что в этот раз ледовое плавание поче му-то продолжалось очень долго, хотя... мы идём от Певека всего 10 суток! Бывают вот такие, чисто субъективные, ощущения, казалось бы, из ничего. В арктических плаваниях, особенно под осень, всякое бывает. Перевели машины на жёсткие муфты и, увеличив ход до полного, пошли в мор ском режиме к Карским Воротам. Капитан «Григория Михеева» тепло поблагода рил за проводку и добрую помощь в ледовом плавании и направился далее самосто ятельным курсом уже по своим гидрографическим делам. Впереди безбрежный про стор юго-западной части Карского моря —тут можно всем ходить самостоятельно. 11 октября в первой половине дня миновали пролив Карские Ворота и вышли в Баренцево море. Погода приличная: ветер слабый, солнечно и сравнительно тепло минус 5 градусов, видимость более 10 миль, море чисто ого льда. На верхней палубе появились пассажиры —осматривают берега Новой Земли и острова Вайгач. Мы на мостике за ледовыми заботами уже как-то подзабыли, что у нас на борту большая группа пассажиров, практически, с выходом из Певека почти не встречались. Оно и понятно: во-первых, при плавании в Арктике, особенно в сложных ледовых услови ях, а тем более, в караване, капитаны редко спускаются с мостиков —в основном перекусить да переодеться. Отдыхают урывками, обычно в дежурной каюте рядом со штурманской рубкой. А во-вторых, старшие помощники, как правило, деликат но, но настоятельно рекомендуют таким пассажирам, как у нас (полупассажиры — полубеженцы), без особых надобностей выше верхней палубы, то есть на мостики, не подниматься. Ну и советуют... на ходу судна встречи с вахтенными штурманами, а тем более с капитаном, лучше отложить до прихода в порт. Может быть, это не очень корректно, но на судне в море, а тем более в Арктике, своя специфика. Справедливости ради, добавим, что наши пассажиры, находивши еся, вероятно, не в лучших бытовых условиях, весь переход во льдах вели себя весь ма достойно. И у судовой администрации, по крайней мере, у капитана, не было ни малейших оснований быть недовольным поведением пассажиров. Впрочем, иного никто и не ожидал, люди, следующие из Арктики, как правило, полярники, цену 387
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz