Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

рано начинается первое ледообразование —забереги. В этом сравнительно мелко­ водном, стеснённом районе всегда набивается и задерживается много дрейфующе­ го льда —натуральный «ледовый» мешок. Вот и сейчас ледоколыцики дружно, «за­ сучив рукава», принялись крушить эту небольшую, но довольно торосистую ледо­ вую перемычку. А всё началось с того, что атомоходы начали вязнуть в крупных, старых сморо- зях. Первой застряла «Сибирь», а через несколько минут невдалеке остановился «Вайгач». Этот, пожалуй, не застрял —его «загнал» в угол подопечный «Григорий Михеев». Они набежали на стык торосов, но с ходу «продавить» не смогли и оста­ новились. В подобной ситуации манёвр обычно простой —ледокол вместе с букси­ руемым судном осторожно отходит назад, возможно раз, другой и набегами проби­ вает перемычку —дело нехитрое. Атут по корме у ведомого «Михеева» встали боль­ шие обломки (дело ночное —все кошки серые!). Но отходить ледоколу назад было всё же рискованно —судно малое, слабое —можно свободно и руль с винтом своро­ тить. Пришлось «России» развязываться и пробивать проход в этой тяжёлой смо- розяке. Занятие несложное —капитан Ламехов на своей могучей «России», с разво­ рота добавив мощность до полной, «разнёс» старую супротивницу на куски —«знай наших!». Однако каждая задержка стоит времени. Что делать —безопасность про­ водимых судов —прежде всего. К утру 9 октября атомоходы, наконец, «прорубили» последние торосистые ле­ довые завалы, и караван вышел на «оперативный» простор. Впереди раскинулись бескрайние свежие льды толщиной 10—30 сантиметров. Увеличив скорости до пол­ ного хода самых тихоходных транспортов (такова традиция ледоколыциков), дви­ нулись далее на запад. Теперь наш великолепный и по какому-то внутреннему гру­ стному предчувствию —последний классический ледовый караван начал расфор­ мировываться. Передовой отряд: «Сибирь» с «Павликом Ларишкиным», «Вайгач» с «Григорием Михеевым» на буксире и примкнувшая к ним очаровательная «Кан­ далакша», постепенно добавляя мощности своих машин, «полетели» в пролив меж­ ду островами Известий ЦИК и Арктического Института. Этот участок пути нынче оказался наиболее благоприятным и лёгким в ледовом отношении. Тяжёлые ле­ дяные массивы северными ветрами спустило на юг и прижало к побережью Тай­ мыра —там теперь по информации ледоколыциков —очень туго. А спустя еще полсуток, как сказал бы «пан-писатель»: «Компания распалась окончательно — кто где!». Мы на «Кандалакше» идём вместе со связкой «Вайгач» — «Григорий Михеев». «Сибирь» с подопечным приостановились, поджидают «Арктику» и «Россию», только что преодолевших еще одну, последнюю, ледовую перемычку. Им тут досталось больше и труднее всех остальных. На наветренных кромках старых массивов лёд, как правило, наиболее сплоченный, торосистый и вязкий. Да иногда еще приличная зыбь гуляет со стороны открытой «большой» воды. Вот и «въехали» несколько неожиданно главные лидеры каравана в эти ледяные дебри. А мы, наконец, дождались своего часа! Примерно в 40 милях юго-западнее ост­ ровов Известий ЦИК вышли на чистую воду. «Вайгач», объявив об окончании про­ водки, выдал рекомендации для дальнейшего пути следования, поручил нам взять «под контроль» гидрографа и пожелал счастливого пути. Мы, в свою очередь, тепло поблагодарили капитана Валерия Ивановича Шестопалова за отличную про­ водку и помощь в тяжелых ледовых условиях, вышли вперёд и предложили попут­ чику следовать за нами. «Григорий Михеев» охотно пристроился «в струе» и уже 386

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz