Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
рано начинается первое ледообразование —забереги. В этом сравнительно мелко водном, стеснённом районе всегда набивается и задерживается много дрейфующе го льда —натуральный «ледовый» мешок. Вот и сейчас ледоколыцики дружно, «за сучив рукава», принялись крушить эту небольшую, но довольно торосистую ледо вую перемычку. А всё началось с того, что атомоходы начали вязнуть в крупных, старых сморо- зях. Первой застряла «Сибирь», а через несколько минут невдалеке остановился «Вайгач». Этот, пожалуй, не застрял —его «загнал» в угол подопечный «Григорий Михеев». Они набежали на стык торосов, но с ходу «продавить» не смогли и оста новились. В подобной ситуации манёвр обычно простой —ледокол вместе с букси руемым судном осторожно отходит назад, возможно раз, другой и набегами проби вает перемычку —дело нехитрое. Атут по корме у ведомого «Михеева» встали боль шие обломки (дело ночное —все кошки серые!). Но отходить ледоколу назад было всё же рискованно —судно малое, слабое —можно свободно и руль с винтом своро тить. Пришлось «России» развязываться и пробивать проход в этой тяжёлой смо- розяке. Занятие несложное —капитан Ламехов на своей могучей «России», с разво рота добавив мощность до полной, «разнёс» старую супротивницу на куски —«знай наших!». Однако каждая задержка стоит времени. Что делать —безопасность про водимых судов —прежде всего. К утру 9 октября атомоходы, наконец, «прорубили» последние торосистые ле довые завалы, и караван вышел на «оперативный» простор. Впереди раскинулись бескрайние свежие льды толщиной 10—30 сантиметров. Увеличив скорости до пол ного хода самых тихоходных транспортов (такова традиция ледоколыциков), дви нулись далее на запад. Теперь наш великолепный и по какому-то внутреннему гру стному предчувствию —последний классический ледовый караван начал расфор мировываться. Передовой отряд: «Сибирь» с «Павликом Ларишкиным», «Вайгач» с «Григорием Михеевым» на буксире и примкнувшая к ним очаровательная «Кан далакша», постепенно добавляя мощности своих машин, «полетели» в пролив меж ду островами Известий ЦИК и Арктического Института. Этот участок пути нынче оказался наиболее благоприятным и лёгким в ледовом отношении. Тяжёлые ле дяные массивы северными ветрами спустило на юг и прижало к побережью Тай мыра —там теперь по информации ледоколыциков —очень туго. А спустя еще полсуток, как сказал бы «пан-писатель»: «Компания распалась окончательно — кто где!». Мы на «Кандалакше» идём вместе со связкой «Вайгач» — «Григорий Михеев». «Сибирь» с подопечным приостановились, поджидают «Арктику» и «Россию», только что преодолевших еще одну, последнюю, ледовую перемычку. Им тут досталось больше и труднее всех остальных. На наветренных кромках старых массивов лёд, как правило, наиболее сплоченный, торосистый и вязкий. Да иногда еще приличная зыбь гуляет со стороны открытой «большой» воды. Вот и «въехали» несколько неожиданно главные лидеры каравана в эти ледяные дебри. А мы, наконец, дождались своего часа! Примерно в 40 милях юго-западнее ост ровов Известий ЦИК вышли на чистую воду. «Вайгач», объявив об окончании про водки, выдал рекомендации для дальнейшего пути следования, поручил нам взять «под контроль» гидрографа и пожелал счастливого пути. Мы, в свою очередь, тепло поблагодарили капитана Валерия Ивановича Шестопалова за отличную про водку и помощь в тяжелых ледовых условиях, вышли вперёд и предложили попут чику следовать за нами. «Григорий Михеев» охотно пристроился «в струе» и уже 386
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz