Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

собны машины и... моряки! Погода откровенно зимняя: мороз под минус 20 градусов, ветер слабый, но восточный —очень студёный, видимость от 3 миль до нескольких кабельтов, морозная мгла, парение над участками чистой воды в канале. Солнце иногда с трудом пробивает туманно-морозную хмарь. Временами в коротких просветах про­ сматриваются обледенелые, заснеженные, пустынные берега пролива. Кстати, понятие «берега пролива» тут несколько условно. Это архипелаг Нор­ деншельда —множество больших и малых островов. Поэтому пролив, скорее, мож­ но назвать фьордом. Вот справа проходят острова: Тыртова, Петерсена, Смежный, Овальный, Ховарда и выходной правый —Герберштейна. Слева: Малый, Близнецы (целая группа), Колчака, Моисеева, Скалистый, Нансена и выходной —Правды. А далее: Макарова, Красина, Саввы Лошкина, Садко, затем пролив Ленина и опять отдельные острова и целые группы. Огромный архипелаг, даже перечислять острова и проливы —дух захватывает! И кто, когда открывали все эти многочисленные скопления больших и малых ост­ ровов, островков, каменистых банок? Кто же они —те, которые описали, исследова­ ли, нанесли на навигационные карты, промерили глубины в проливах между ними? Да, это гигантский, запредельно тяжкий, многолетний труд большого отряда слав­ ных российских учёных, исследователей-гидрографов —беззаветных патриотов су­ ровой Арктики. Многие десятилетия, зимой и летом, по чистой воде и со льда, со­ здавали они подробные, точные карты и пособия для безопасного плавания в этих очень сложных арктических районах. Вот перед кем, господа, нынешние моряки, следует искренне «снять шляпу» и высказать глубокую моряцкую благодарность. А караван после полудня вышел из пролива Матисена в центральный район Карского моря. Здесь лёд значительно легче, больше участков открытой воды. Тут состоялся небольшой совет капитанов (на УКВ, разумеется). Вопрос один —даль­ нейшие перспективы работы ледоколов —кому куда бежать, кого куда тащить. Ну и, естественно, каковы планы и дальнейшие намерения у капитанов транспортов? Переговорили, обменялись информацией, наметили дальнейшие действия. И вот наш могучий, мобильный, красивый караван начал помалу «размываться». Атомо­ ход «Советский Союз» еще до пролива остался «на часах» —у него под «надзором» «Иван Папанин» и «Наварин» —продолжают выгрузку на полярные станции. Второй атомный ледокол «Сибирь», оставив (правда, временно) подопечного в самостоятельном статусе, но пока в составе каравана: «сколько сможете...», побе­ жал пробивать канал к полярной станции на острове Правды. После него по кана­ лу пойдёт «Павел Пономарёв», у него для полярников продовольствие, свежие ово­ щи —всего 6 тонн и 60 тонн топлива. Да, трудные и иногда очень сложные эти пере­ даточные, снабженческие операции. Необходимо на сотни метров тянуть шланги, прокладывать трубы. А тут уже зима, морозы (сегодня минус 18 градусов), топливо идёт очень медленно. Мучительные занятия, но что делать —надо обеспечить лю­ дей средствами к существованию на продолжительную нелёгкую зимовку. Ближе к полуночи подошли в район островов Мона. Тут, по информации ледо- колыциков, последняя к западу, но весьма сложная, ледовая перемычка. И, пожа­ луй, самый неприятный участок трассы на пути от Карских Ворот до пролива Виль­ кицкого. Много островов, островков и просто опасных каменистых банок. Кстати, на одном из островов —Геркулесе —в 1934 году гидрографами были обнаружены некоторые предметы одежды и снаряжения, принадлежавшие, по утверждениям исследователей-историков, членам экипажа судна «Геркулес» экспедиции В. А. Ру­ санова 1912—1913(?) годов. Здесь между многочисленными островами и меляками 385

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz