Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
собны машины и... моряки! Погода откровенно зимняя: мороз под минус 20 градусов, ветер слабый, но восточный —очень студёный, видимость от 3 миль до нескольких кабельтов, морозная мгла, парение над участками чистой воды в канале. Солнце иногда с трудом пробивает туманно-морозную хмарь. Временами в коротких просветах про сматриваются обледенелые, заснеженные, пустынные берега пролива. Кстати, понятие «берега пролива» тут несколько условно. Это архипелаг Нор деншельда —множество больших и малых островов. Поэтому пролив, скорее, мож но назвать фьордом. Вот справа проходят острова: Тыртова, Петерсена, Смежный, Овальный, Ховарда и выходной правый —Герберштейна. Слева: Малый, Близнецы (целая группа), Колчака, Моисеева, Скалистый, Нансена и выходной —Правды. А далее: Макарова, Красина, Саввы Лошкина, Садко, затем пролив Ленина и опять отдельные острова и целые группы. Огромный архипелаг, даже перечислять острова и проливы —дух захватывает! И кто, когда открывали все эти многочисленные скопления больших и малых ост ровов, островков, каменистых банок? Кто же они —те, которые описали, исследова ли, нанесли на навигационные карты, промерили глубины в проливах между ними? Да, это гигантский, запредельно тяжкий, многолетний труд большого отряда слав ных российских учёных, исследователей-гидрографов —беззаветных патриотов су ровой Арктики. Многие десятилетия, зимой и летом, по чистой воде и со льда, со здавали они подробные, точные карты и пособия для безопасного плавания в этих очень сложных арктических районах. Вот перед кем, господа, нынешние моряки, следует искренне «снять шляпу» и высказать глубокую моряцкую благодарность. А караван после полудня вышел из пролива Матисена в центральный район Карского моря. Здесь лёд значительно легче, больше участков открытой воды. Тут состоялся небольшой совет капитанов (на УКВ, разумеется). Вопрос один —даль нейшие перспективы работы ледоколов —кому куда бежать, кого куда тащить. Ну и, естественно, каковы планы и дальнейшие намерения у капитанов транспортов? Переговорили, обменялись информацией, наметили дальнейшие действия. И вот наш могучий, мобильный, красивый караван начал помалу «размываться». Атомо ход «Советский Союз» еще до пролива остался «на часах» —у него под «надзором» «Иван Папанин» и «Наварин» —продолжают выгрузку на полярные станции. Второй атомный ледокол «Сибирь», оставив (правда, временно) подопечного в самостоятельном статусе, но пока в составе каравана: «сколько сможете...», побе жал пробивать канал к полярной станции на острове Правды. После него по кана лу пойдёт «Павел Пономарёв», у него для полярников продовольствие, свежие ово щи —всего 6 тонн и 60 тонн топлива. Да, трудные и иногда очень сложные эти пере даточные, снабженческие операции. Необходимо на сотни метров тянуть шланги, прокладывать трубы. А тут уже зима, морозы (сегодня минус 18 градусов), топливо идёт очень медленно. Мучительные занятия, но что делать —надо обеспечить лю дей средствами к существованию на продолжительную нелёгкую зимовку. Ближе к полуночи подошли в район островов Мона. Тут, по информации ледо- колыциков, последняя к западу, но весьма сложная, ледовая перемычка. И, пожа луй, самый неприятный участок трассы на пути от Карских Ворот до пролива Виль кицкого. Много островов, островков и просто опасных каменистых банок. Кстати, на одном из островов —Геркулесе —в 1934 году гидрографами были обнаружены некоторые предметы одежды и снаряжения, принадлежавшие, по утверждениям исследователей-историков, членам экипажа судна «Геркулес» экспедиции В. А. Ру санова 1912—1913(?) годов. Здесь между многочисленными островами и меляками 385
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz