Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
га —побережье российское, а названия... иноземные. Все были даны участниками шведской экспедиции Норденшельда и норвежской —Нансена, проходившими тут в конце XIX столетия. Наши соседи любили-таки подобные занятия и резонно — один раз прошли, а память о себе оставили на века... А вот, кстати, еще одно напоминание —острова Фирнлея. Да, тут в прошлый раз, ровно месяц назад, когда мы шли на восток, был гигантский торосистый ледо вый «колоб». И бились тут атомоходы с ледовой стихией несколько суток. «Рос сия» и «Арктика» общими усилиями в 150 тысяч «лошадей», по одному «выколу пывали» транспорты из огромных ледовых нагромождений. Тогда и нашей «Канда лакше» изрядно досталось при жёстких ледовых сжатиях. Корпус натужно вибрировал, судно кренилось с одного борта на другой, дёргалось, вздрагивало, слов но больной в забытьи. Ну а теперь ледовая торосистая масса немного раздалась —«спружинила», как говорят старые ледоколыцики, и по информации ледовиков штаба проводок смес тилась к северо-западу. А если конкретно —этот монолит разорвало на несколько частей и немного растянуло течениями. Такие изменения ледовой обстановки в Арктике —обычные явления. В далёкие прошлые времена опытные арктические мореходы говорили, что в Арктике «главный ледокол —ветер». И это вполне спра ведливо —дрейф огромных ледовых массивов в арктических морях определяется главным образом течениями и господствующими ветрами. По каравану прошла страшная весть об аварии с вертолётом. На теплоходе «Иван Папанин», который стоит в бухте Спартак под выгрузкой, разбился вертолёт, по гибли 4 человека: командир, штурман и два члена экипажа транспорта —второй механик и электрик. Насколько стало известно, вертолёт перевозил груз с судна на берег —такой вариант выгрузки на «Иване Папанине» предусмотрен с постройки. При возвращении с берега за очередной партией груза в контейнерах при подходе к судну на посадку вертолёт крылом пропеллера зацепил за стрелу грузового крана, ударился о борт и упал на лёд, а там взорвался и загорелся. Один человек —бортме ханик успел выскочить, правда, очень сильно обгорел. Остальные четверо погибли в машине. Да, горестное событие, замечательные ребята, молодые, здоровые —погибли вот так, из-за нелепой случайности в совершенно нормальных условиях. Капитаны ле доколов хорошо знают пилота —опытный специалист, много лет работал на верто лётах, лётчик высшего класса. И вот в безобидной ситуации —чуть промахнулся. Хотя... взлёты—посадки на судно, где вокруг надстройки, грузовые краны, вентиля торы, прочие устройства, ограниченное пространство —всегда опасно, особенно на ходу судна. Опасная эта профессия —вертолётчик, сколько их уже погибло в Арк тике. Безмерно жаль прекрасных отважных пилотов, летающих в ночное время, в морозы, бураны, метели. В Арктике всё неожиданно —взлетал при нормальной по годе, пришло время на посадку —туман, пурга, ветер усилился до штормового, а садиться на ледокол или транспорт —надо... По всему каравану прошло тяжкое, молчаливое оцепенение. Нелепая случай ность и нет людей —невозможно поверить в случившееся. Но, что поделаешь, горе для всех тяжкое. А каравану нужно продолжать движение. Атомоходы тяжело вздрогнули своими могучими корпусами, и караван продолжил тоже нелёгкий путь. Ледовая обстановка заметно разрядилась по сравнению с той, что была здесь месяц назад. Но появились и новые сдерживающие факторы. Идёт активный процесс 383
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz