Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

га —побережье российское, а названия... иноземные. Все были даны участниками шведской экспедиции Норденшельда и норвежской —Нансена, проходившими тут в конце XIX столетия. Наши соседи любили-таки подобные занятия и резонно — один раз прошли, а память о себе оставили на века... А вот, кстати, еще одно напоминание —острова Фирнлея. Да, тут в прошлый раз, ровно месяц назад, когда мы шли на восток, был гигантский торосистый ледо­ вый «колоб». И бились тут атомоходы с ледовой стихией несколько суток. «Рос­ сия» и «Арктика» общими усилиями в 150 тысяч «лошадей», по одному «выколу­ пывали» транспорты из огромных ледовых нагромождений. Тогда и нашей «Канда­ лакше» изрядно досталось при жёстких ледовых сжатиях. Корпус натужно вибрировал, судно кренилось с одного борта на другой, дёргалось, вздрагивало, слов­ но больной в забытьи. Ну а теперь ледовая торосистая масса немного раздалась —«спружинила», как говорят старые ледоколыцики, и по информации ледовиков штаба проводок смес­ тилась к северо-западу. А если конкретно —этот монолит разорвало на несколько частей и немного растянуло течениями. Такие изменения ледовой обстановки в Арктике —обычные явления. В далёкие прошлые времена опытные арктические мореходы говорили, что в Арктике «главный ледокол —ветер». И это вполне спра­ ведливо —дрейф огромных ледовых массивов в арктических морях определяется главным образом течениями и господствующими ветрами. По каравану прошла страшная весть об аварии с вертолётом. На теплоходе «Иван Папанин», который стоит в бухте Спартак под выгрузкой, разбился вертолёт, по­ гибли 4 человека: командир, штурман и два члена экипажа транспорта —второй механик и электрик. Насколько стало известно, вертолёт перевозил груз с судна на берег —такой вариант выгрузки на «Иване Папанине» предусмотрен с постройки. При возвращении с берега за очередной партией груза в контейнерах при подходе к судну на посадку вертолёт крылом пропеллера зацепил за стрелу грузового крана, ударился о борт и упал на лёд, а там взорвался и загорелся. Один человек —бортме­ ханик успел выскочить, правда, очень сильно обгорел. Остальные четверо погибли в машине. Да, горестное событие, замечательные ребята, молодые, здоровые —погибли вот так, из-за нелепой случайности в совершенно нормальных условиях. Капитаны ле­ доколов хорошо знают пилота —опытный специалист, много лет работал на верто­ лётах, лётчик высшего класса. И вот в безобидной ситуации —чуть промахнулся. Хотя... взлёты—посадки на судно, где вокруг надстройки, грузовые краны, вентиля­ торы, прочие устройства, ограниченное пространство —всегда опасно, особенно на ходу судна. Опасная эта профессия —вертолётчик, сколько их уже погибло в Арк­ тике. Безмерно жаль прекрасных отважных пилотов, летающих в ночное время, в морозы, бураны, метели. В Арктике всё неожиданно —взлетал при нормальной по­ годе, пришло время на посадку —туман, пурга, ветер усилился до штормового, а садиться на ледокол или транспорт —надо... По всему каравану прошло тяжкое, молчаливое оцепенение. Нелепая случай­ ность и нет людей —невозможно поверить в случившееся. Но, что поделаешь, горе для всех тяжкое. А каравану нужно продолжать движение. Атомоходы тяжело вздрогнули своими могучими корпусами, и караван продолжил тоже нелёгкий путь. Ледовая обстановка заметно разрядилась по сравнению с той, что была здесь месяц назад. Но появились и новые сдерживающие факторы. Идёт активный процесс 383

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz