Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Но вот на связь вышел еще один атомоход (пятый!) —«Советский Союз». Этот и вовсе новый — 3 года в эксплуатации, с 1989 года. Переговорил с капитаном С. Б. Шмидтом, посетовал на вынужденую стоянку, попросил «слегка» протолк­ нуть за мыс Челюскин, а там мы уже самостоятельно! Но у него два судна на конт­ роле около мыса Челюскин: наш «Иван Папанин» и балтийский танкер. В принци­ пе, ему добежать до нас —чуть более вахты, да столько же обратно, но, как говорила моя бабушка-номорка, «кто на корме сидит —тот и правит!». А «на корме» атомохо­ да Станислав Борисович... да и не мы одни в Арктике —всех не перетаскаешь. «При­ сели»... ну и стойте, скоро караван подойдёт. Между прочим, ледовые массы в море —дело зыбкое, всегда в движении. Вот и у нас тоже началась чуть заметная пока подвижка льда. Приготовили обе машины, запустили систему обмыва корпуса, откачали воду из бортового диптанка для со­ здания небольшого крена и, пустив обе машины на «полный назад», вышли из кли- нения. Ай-да, молодцы! —ликуют на мостике штурмана. Сдвинулись с места и по­ шли помалу вперёд, заворачивая вправо. Протолкнулись пару миль и вышли на ста­ рый канал. Оказывается, вчера, при совершенном отсутствии видимости, нас на повороте, как говорят ледоколыцики, «вынесло» из канала. Ну, бывает... Караван, между тем, уже догоняет нас. Переговорил с Голохвастовым по УКВ. Василий Александрович как бы вскользь «обронил»: «Тяжело идёшь? Часа через три—четыре подойдём, стоит ли керосин жечь?». Прав «Мудрейший» —не стоит. Караван действительно недалеко, надо экономить топливо. Остановили машины. Кстати, топлива на борту: тяжёлого —460, лёгкого —80 тонн, вполне хватит до Мур­ манска, даже с заходом в Архангельск. Там с топливом тоже... прежде чем дадут самую малость, еще и еще раз напомнят, как нехорошо просить у соседей бункер, когда рядом порт приписки. Всем «обрыдла» наша бедность, но... у нас же самые большие месторождения в мире —понимать надо! И вот, караван уже на подходе. Запустили машины, начали движение вперёд- назад. Караван идёт севернее нас милях в десяти, мы опять «на обочинке». Прилетел бортовой вертолёт с ледокола, осмотрел обстановку вокруг нас, дал рекомендации, как лучше двинуть к каравану, где легче путь во льдах. «Арктика» с «Шурой Кобе- ром» на буксире в кормовом вырезе отвернул влево от ордера и пошёл к нам на по­ мощь. Но мы, этак по-молодецки, даже несколько неожиданно для себя, «выверну­ лись» и побежали к каравану самостоятельно, да так резво, что капитан Голохвастов на «Арктике» весело рассмеялся и говорит: «Вы так лихо рванули, что теперь мы вро­ де как на обочине оказались —молодцы!». Капитан «Шуры Кобера» лукаво, будто про себя спрашивает: «А я не понял, кто молодцы —Степанович, что лихо побежали, или мы, что остались на обочине?». Короткая пауза и глубокомысленная реплика: «Надо подумать: вопрос принципиальный...». Ну, пошло —поехало, милые остросло- вы-ледоколыцики, правда они на резервном канале связи —делу не мешают. Вот «Кандалакша» вошла в канал и заняла своё место в ордере. «Арктика» с подопечным тоже подтянулись и движение продолжилось. А караван большой. По арктической терминологии: сложный караван —это когда в его составе идут два или более ледоколов и несколько транспортов. А у нас теперь что получается? Впе­ реди, еще не официальный, но по всем данным уже реальный флагман-лидер «Рос­ сия» с теплоходом «Тоня Бондарчук» на «усах» в кормовом вырезе, за ним самосто­ ятельно «Павел Пономарев». Затем следующая «связка» —атомоход «Сибирь» с «Павликом Ларишкиным» в вырезе, за ними «Вайгач» и у него тоже на «усах» ма- 380

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz