Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Но вот на связь вышел еще один атомоход (пятый!) —«Советский Союз». Этот и вовсе новый — 3 года в эксплуатации, с 1989 года. Переговорил с капитаном С. Б. Шмидтом, посетовал на вынужденую стоянку, попросил «слегка» протолк нуть за мыс Челюскин, а там мы уже самостоятельно! Но у него два судна на конт роле около мыса Челюскин: наш «Иван Папанин» и балтийский танкер. В принци пе, ему добежать до нас —чуть более вахты, да столько же обратно, но, как говорила моя бабушка-номорка, «кто на корме сидит —тот и правит!». А «на корме» атомохо да Станислав Борисович... да и не мы одни в Арктике —всех не перетаскаешь. «При сели»... ну и стойте, скоро караван подойдёт. Между прочим, ледовые массы в море —дело зыбкое, всегда в движении. Вот и у нас тоже началась чуть заметная пока подвижка льда. Приготовили обе машины, запустили систему обмыва корпуса, откачали воду из бортового диптанка для со здания небольшого крена и, пустив обе машины на «полный назад», вышли из кли- нения. Ай-да, молодцы! —ликуют на мостике штурмана. Сдвинулись с места и по шли помалу вперёд, заворачивая вправо. Протолкнулись пару миль и вышли на ста рый канал. Оказывается, вчера, при совершенном отсутствии видимости, нас на повороте, как говорят ледоколыцики, «вынесло» из канала. Ну, бывает... Караван, между тем, уже догоняет нас. Переговорил с Голохвастовым по УКВ. Василий Александрович как бы вскользь «обронил»: «Тяжело идёшь? Часа через три—четыре подойдём, стоит ли керосин жечь?». Прав «Мудрейший» —не стоит. Караван действительно недалеко, надо экономить топливо. Остановили машины. Кстати, топлива на борту: тяжёлого —460, лёгкого —80 тонн, вполне хватит до Мур манска, даже с заходом в Архангельск. Там с топливом тоже... прежде чем дадут самую малость, еще и еще раз напомнят, как нехорошо просить у соседей бункер, когда рядом порт приписки. Всем «обрыдла» наша бедность, но... у нас же самые большие месторождения в мире —понимать надо! И вот, караван уже на подходе. Запустили машины, начали движение вперёд- назад. Караван идёт севернее нас милях в десяти, мы опять «на обочинке». Прилетел бортовой вертолёт с ледокола, осмотрел обстановку вокруг нас, дал рекомендации, как лучше двинуть к каравану, где легче путь во льдах. «Арктика» с «Шурой Кобе- ром» на буксире в кормовом вырезе отвернул влево от ордера и пошёл к нам на по мощь. Но мы, этак по-молодецки, даже несколько неожиданно для себя, «выверну лись» и побежали к каравану самостоятельно, да так резво, что капитан Голохвастов на «Арктике» весело рассмеялся и говорит: «Вы так лихо рванули, что теперь мы вро де как на обочине оказались —молодцы!». Капитан «Шуры Кобера» лукаво, будто про себя спрашивает: «А я не понял, кто молодцы —Степанович, что лихо побежали, или мы, что остались на обочине?». Короткая пауза и глубокомысленная реплика: «Надо подумать: вопрос принципиальный...». Ну, пошло —поехало, милые остросло- вы-ледоколыцики, правда они на резервном канале связи —делу не мешают. Вот «Кандалакша» вошла в канал и заняла своё место в ордере. «Арктика» с подопечным тоже подтянулись и движение продолжилось. А караван большой. По арктической терминологии: сложный караван —это когда в его составе идут два или более ледоколов и несколько транспортов. А у нас теперь что получается? Впе реди, еще не официальный, но по всем данным уже реальный флагман-лидер «Рос сия» с теплоходом «Тоня Бондарчук» на «усах» в кормовом вырезе, за ним самосто ятельно «Павел Пономарев». Затем следующая «связка» —атомоход «Сибирь» с «Павликом Ларишкиным» в вырезе, за ними «Вайгач» и у него тоже на «усах» ма- 380
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz