Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

встречи, указанную ледоколами. Это уже у восточного подхода к проливу Виль­ кицкого, где будет формироваться главный караван. Там поджидают, а точнее, не­ спешно продвигаются на восток, «подбираясь» к нам, четыре атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь», «Россия» и «Вайгач». Ну, держитесь, «Пионеры», теперь у каждого будет по персональному атомному лидеру —приходи, кума, радуйся! А из Хатангского залива ледокол «Капитан Сорокин» во главе группы транс­ портов уже двинулся навстречу атомоходам. И только мы, на «Кандалакше», пока в сторонке, в гордом одиночестве идём на «рандеву» с главными ледокольными си­ лами. Вот, кстати (хотя, как сказать... кстати или нет?), после полуночи начали по­ падаться первые полосы и довольно крупные поля остаточного годовалого льда тол­ щиной 1,5 метра и более. Это уже серьёзная и реальная кромка арктических льдов. А далее —лёд 8—9 баллов, в том числе 5—6 баллов серо-белый 10—30 см толщиной и 3—4 балла остаточного. Думается, что через неделю, или дней через восемь—десять тут всё схватит мо­ роз, и эти ледовые, снежные скопления превратятся в единый торосистый ледовый монолит. Мороз усиливается, небо ясное, чистое, звёздно и темно. Только мощные лучи судовых прожекторов скользят по горизонту, выискивая путь полегче. Да где его в октябре полегче сыщешь? На пути всё больше торосов, сморозей, ледовых наслоений —впереди пролив Вилькицкого, очередной ледовый мешок Арктики! Правда, до мыса Челюскин еще около 200 миль. Ну, да ничего, рядом четыре атомо­ хода —270 тысяч «лошадей» —сила! Ну и караван для них подбирается на сей раз нелёгкий и немалый —на каждый атомоход «по килю», ну и еще попутчики, эти, правда, особенно не затруднят. Около 8 часов утра в морозной дымке появились и, словно призрачные видения, исчезли могучие корпуса атомоходов —«Арктика» и «Сибирь» промчались мимо нас, навстречу хатангскому каравану. Главный флагман —капитан «Арктики» В. А. Го­ лохвастов —вышел на связь и выдал рекомендации для дальнейшего следования. А «под занавес» по-дружески спокойно и как бы в шутку добавил: «Ну ты, Степа­ нович, далеко-то не убегай, подожди нас где-нибудь на обочинке! Много тут транс­ портов собирается —поможешь, в случае чего!..». —«Помогу, Василий Александро­ вич, и ты нас тоже по эту сторону Челюскина-то не оставляй, уж больно тут темно, да холодно!». — «Ладно —договорились, до встречи!». «Мудрейший» спешит к встречным транспортам-«малышам». А под вечер, на одном из крепеньких ледовых стыков, мы... застряли. Но тут, будто по заказу, с запада стремительно «налегке» идут еще два атомохода: «Рос­ сия» и «Вайгач». Капитан «России» А. А. Ламехов положил руль «право на борт» и на полном ходу «скользнул» вдоль нашего борта, приветливо махнул рукой с крыла мостика и атомоход исчез в густой изморози. Да, прохладно, однако: «за бортом» уже минус 18, парение, туман —всё вокруг скрылось в морозной дымке. Ледоколы прошли мимо, а мы на «Кандалакше» «свалили» в их свежий канал и самостоятель­ но двинулись далее к западу. Но далеко не ушли... через несколько часов в непроглядной морозной мгле на повороте потеряли канал, «забрели» в какие-то дремучие ледовые дебри и застря­ ли, на этот раз основательно. Подёргались с полчаса вперёд —назад, тщетно. При­ дётся ожидать атомоходы —теперь с востока. А жаль, что застряли, —некстати. Мы уже в проливе Вилькицкого —недалеко Челюскин! Совсем немного не дотянули. Простояли в ожидании подхода каравана всю ночь —лёд тяжёлый 9—10 баллов, по крайней мере, в ближайших окрестностях. 379

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz