Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
гановский на «Сорокине» формирует караван в бухте Кожевникова, что в Хатанг- ском заливе, —собирает снабженцев-«Пионеров», выходящих после выгрузки из порта Хатанга и подходящих со стороны Тикси. Уже наготове: «Павлик Лариш- кин», «Шура Кобер», «Тоня Бондарчук», «Павел Пономарёв». Вероятно, Игорь Мацигановский получил указание штаба —выводить их из мелководного залива и подтягивать к атомоходам для дальнейшей проводки на запад. Да, караван ожидается большой и сложный: все суда в балласте —порожняком, и вести их придётся с сугубой осторожностью и бережением. Это небольшие тепло ходы с сравнительно легкими корпусами и скромными машинами мощностью око ло 3-х тысяч лошадиных сил. Правда, они все имеют ледовый класс УЛ, но... мало ли кто что имеет на бумаге! Ясно одно —это «деликатные» для плавания в осенних арктических льдах балластные транспорты. И нам, честно говоря, не очень хочется включаться в эту, безусловно, уважаемую, но деликатную компанию —проскочить бы вперёд к Вилькицкому, но —увы и ах! Впереди южные отроги тяжёлого ледового массива, что северо-восточнее полу острова Таймыр. Серьёзные широты —«на кривой не объедешь!». А пока, под ве чер, на хорошей скорости миновали южную оконечность —высокую, отвесную ска лу острова Столбовой и устремились к проливу Вилькицкого. Всю ночь идём мори стее обширной дельты реки Лены. Да, река великая, а дельта и вовсе —беспредельна. На ней, кажется, свободно мог бы разместиться весь наш Кольский полуостров. Но эта суша мало чем отличается от суровых морских просторов. И немало отважных землепроходцев, исследователей, путешественников, истощённых и обессиленных, нашли в разные времена свой конец в этих диких, болотисто-озёрных гиблых пус тынях, покрытых жёсткими мхами да чахлыми кустарниками. Кстати, в 80-е годы XIX века здесь погиб начальник американской экспедиции к Северному полюсу на шхуне «Жанетта» —лейтенант флота Де-Лонг вместе с ча стью экипажа. После гибели судна во льдах севернее Новосибирских островов аме риканцы на трёх шлюпках прошли огромное расстояние по морю Лаптевых. Одна шлюпка погибла тогда в штормовом море, а с двух моряки высадились на северных берегах дельты Лены. Оттуда лейтенант Де-Лонг с группой моряков двинулись вглубь материка в поисках человеческого жилья. Но крайне истощённые и обесси ленные они все погибли в тундре. А и где оно было тогда человеческое жильё? Тик си появилось только лет через 50 после их гибели. Лишь кое-где обитали неболь шие группы кочевников, но они не имели постоянного места жительства и найти их можно было только совершенно случайно среди болот, изрезанных бесчисленными рукавами и протоками бескрайней дельты. Однако тела погибших, начальника экс педиции и его спутников, нашли моряки соседней уцелевшей группы, которые вы садились в другом месте и были спасены от голодной смерти случайно обнаружив шими их местными кочевниками. Такие вот трагические истории приключились с двумя группами отважных американских моряков —одни погибли в штормовом море, а другие —на пустынном, безжизненном берегу. А вот мы нынче всю ночь идём вдоль этой неприветливой устьевой дельты ве ликой реки, правда, значительно мористее. Пустынно вокруг —ни зверя, ни птицы, ни одного встречного или попутного судна. Только однообразная, белоснежная рав нина —молодой сплошной лёд 10 баллов, толщиной 5—15 см, слегка припорошен ный свежим снегом. Днём, на параллели бухты Марии Прончищевой, но мористее её вышли на большой участок открытой воды и направились в очередную точку 378
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz