Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

ние стояло над просторами моря Лаптевых, особенно на завершающем этапе нави­ гации. А как было не волноваться: «...еще забудут в такой многосудовой компании и оставят... потом “кукуй” тут до морковкина заговенья!». А что это такое —никому непонятно, ну, просто так... присказка, шутки бесшабашные. Разумеется, никого не забудут и не оставят друзья-ледокольщики: «по частям, но вытащат!». А теперь вот и... тащить некого ! Другие времена —другие песни. Да, вспомнилось — пару дней назад встретился дальневосточный лесовоз «Пионер Киргизии». Идёт из Тикси на восток. Капитан информировал нас о том, что встретил в ироливе тяжелый лёд, через который их проводил ледокол «Ермак». Он выдал точные координаты того сложного участка. А наш могучий «ледоход» на полной скорости в 14 узлов «вломился» в пролив, и мы, собственно, не заметили тот сложный лёд, через который пробирался встречный транспорт. Вот что значит ходить во льдах на мощных, сравнительно новых кораблях с машинами в 20 тысяч «лошадей»! Эх, хозяев бы им дельных, энергичных, предприимчивых, отважных... Да где их нынче взять в этом растрёпанном, сумрачном, последнем десятилетии XX века. Хорош наш гордый, ярко-красный арктический корабль «Кандалакша» —идёт красиво, напористо. Со звонким треском разлетаются обломки льда по сторонам. Особенно впечатляет картина ночью —мощные, яркие с лёгкой синевой прожекто­ ры выхватывают из тьмы широкие полосы ровного, уже немного заснеженного, мо­ лодого льда, глухой треск под гигантским напором корпуса идущего на большой скорости теплохода —захватывающее зрелище. Пассажиры, одев на себя, вероят­ но, всё, что есть в наличии, хотя... извините, капитан, —это же полярники, у них, разумеется, есть много, что одеть и обуть, практически всю ночь, с небольшими перерывами, группами и в одиночку любуются очаровательными арктическими пей­ зажами, порою, фантастическими видениями, стремительным и, как им кажется, очень лёгким бегом корабля по безупречно белой ледовой целине. А судовое время 4.00 утра —смена вахт. Уже начинает светать —мы на 5 часов «впереди» Москвы. Старший штурман Сергей Черных поднялся на мостик. Ему управлять судном в ледовом плавании до 10 часов утра. Мы с ним стоим вахты по 6 через 6 часов. Безусловно, бывает трудно, утомительно, особенно в сложных ледо­ вых условиях плавания, но, господа, кого чему учили! Ничего —за нами опыт, слав­ ные традиции моряков-командиров ледокольно-транспортного флота — «долг и служба —прежде всего!». Итак, прошли Восточно-Сибирское море, пролив Санникова и вышли на про­ сторы моря Лаптевых. Утром, на выходе из пролива, встретили неширокую, но до­ вольно плотную перемычку с вкраплениями старого, остаточного льда. Успешно, с хода «разрубили» ледовые сморози и, выйдя на молодые ровные поля, легли на курс к южной оконечности острова Столбовой. Лёд здесь 10 баллов молодой, но уже креп­ кий 15—30 см толщиной, немного наслоенный и припорошенный снегом. А утро славное —маловетрие, лёгкая облачность, временами проглядывает солнце, види­ мость, правда, небольшая 5—7 миль, температура минус 4 градуса, но есть тенден­ ция к понижению. С началом рабочего дня отправил в Архангельск и Мурманск радиограммы — информацию с раскладкой груза по трюмам и на палубе, а также проинформировал о нашем движении штаб в Диксоне и капитанов ледоколов «Арктика», «Россия» и «Капитан Сорокин». Кстати, поступила и встречная информация. Капитан Маци- 377

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz