Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ние стояло над просторами моря Лаптевых, особенно на завершающем этапе нави гации. А как было не волноваться: «...еще забудут в такой многосудовой компании и оставят... потом “кукуй” тут до морковкина заговенья!». А что это такое —никому непонятно, ну, просто так... присказка, шутки бесшабашные. Разумеется, никого не забудут и не оставят друзья-ледокольщики: «по частям, но вытащат!». А теперь вот и... тащить некого ! Другие времена —другие песни. Да, вспомнилось — пару дней назад встретился дальневосточный лесовоз «Пионер Киргизии». Идёт из Тикси на восток. Капитан информировал нас о том, что встретил в ироливе тяжелый лёд, через который их проводил ледокол «Ермак». Он выдал точные координаты того сложного участка. А наш могучий «ледоход» на полной скорости в 14 узлов «вломился» в пролив, и мы, собственно, не заметили тот сложный лёд, через который пробирался встречный транспорт. Вот что значит ходить во льдах на мощных, сравнительно новых кораблях с машинами в 20 тысяч «лошадей»! Эх, хозяев бы им дельных, энергичных, предприимчивых, отважных... Да где их нынче взять в этом растрёпанном, сумрачном, последнем десятилетии XX века. Хорош наш гордый, ярко-красный арктический корабль «Кандалакша» —идёт красиво, напористо. Со звонким треском разлетаются обломки льда по сторонам. Особенно впечатляет картина ночью —мощные, яркие с лёгкой синевой прожекто ры выхватывают из тьмы широкие полосы ровного, уже немного заснеженного, мо лодого льда, глухой треск под гигантским напором корпуса идущего на большой скорости теплохода —захватывающее зрелище. Пассажиры, одев на себя, вероят но, всё, что есть в наличии, хотя... извините, капитан, —это же полярники, у них, разумеется, есть много, что одеть и обуть, практически всю ночь, с небольшими перерывами, группами и в одиночку любуются очаровательными арктическими пей зажами, порою, фантастическими видениями, стремительным и, как им кажется, очень лёгким бегом корабля по безупречно белой ледовой целине. А судовое время 4.00 утра —смена вахт. Уже начинает светать —мы на 5 часов «впереди» Москвы. Старший штурман Сергей Черных поднялся на мостик. Ему управлять судном в ледовом плавании до 10 часов утра. Мы с ним стоим вахты по 6 через 6 часов. Безусловно, бывает трудно, утомительно, особенно в сложных ледо вых условиях плавания, но, господа, кого чему учили! Ничего —за нами опыт, слав ные традиции моряков-командиров ледокольно-транспортного флота — «долг и служба —прежде всего!». Итак, прошли Восточно-Сибирское море, пролив Санникова и вышли на про сторы моря Лаптевых. Утром, на выходе из пролива, встретили неширокую, но до вольно плотную перемычку с вкраплениями старого, остаточного льда. Успешно, с хода «разрубили» ледовые сморози и, выйдя на молодые ровные поля, легли на курс к южной оконечности острова Столбовой. Лёд здесь 10 баллов молодой, но уже креп кий 15—30 см толщиной, немного наслоенный и припорошенный снегом. А утро славное —маловетрие, лёгкая облачность, временами проглядывает солнце, види мость, правда, небольшая 5—7 миль, температура минус 4 градуса, но есть тенден ция к понижению. С началом рабочего дня отправил в Архангельск и Мурманск радиограммы — информацию с раскладкой груза по трюмам и на палубе, а также проинформировал о нашем движении штаб в Диксоне и капитанов ледоколов «Арктика», «Россия» и «Капитан Сорокин». Кстати, поступила и встречная информация. Капитан Маци- 377
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz