Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

рами, принял решение возвратиться в селение Обдорск и остановиться там на зимовку. В продолжение двух последующих навигаций 1735—1736 годов Овцын со своими помощниками самоотверженно пытались пробиться из Обской губы в устье Енисея и всё безрезультатно. Жесто­ кие штормы, сплоченные дрейфующие льды каж­ дый раз вставали непреодолимой преградой на пути мореплавателей, вынуждая их раз за разом отсту­ пать к югу. Вспоминая плавания в этих районах на ледо- кольно-транспортных судах во второй половине прошлого XX века, в частности, рейсы с грузом труб большого диаметра из европейских портов в Об­ скую губу в навигационный период, трудно пред­ ставить, какими же были сложными в ледовом отношении походы Овцына, Малыгина, Прончище- ва, Лаптевых в арктические навигации 1734—1738 годов XVIII века. Дрейфую­ щие льды в Обской губе в течение двух—трёх навигаций им приходилось проби­ вать с Оби на Енисей (для современных мореплавателей —это фантастика!). Но оказывается, всё это было, и знакомство с событиями далёкого прошлого еще и еще раз подтверждает, как сурова, изменчива и непредсказуема природа Арктики во все времена. Но продолжим нашу главную тему. Береговые партии, возглавляемые штурма­ ном Дмитрием Стерлеговым, геодезистами Фёдором Прянишниковым и Михаи­ лом Выходцевым, которые направлял командир отряда Дмитрий Овцын, продела­ ли огромную работу по обследованию восточного побережья полуострова Ямал — берегов Обской губы. Они нанесли на путевые карты многочисленные, еще ни кем не посещаемые острова, заливы, протоки и проливы в Обь-Енисейском междуре­ чье. Добавим, что этот участок вообще изобилует беспримерным множеством боль­ ших и малых мелей, песчаных, каменистых банок и чрезвычайно изрезанной бере­ говой чертой. В этом плане он самый сложный на всём побережье Сибири. Наконец, в навигацию 1737 года выдалась сравнительно благоприятная ледо­ вая обстановка и суда отряда: старый ветхий «Тобол» и приданный отряду вновь построенный в Тобольске бот «Оби-Почтальон» вышли из Обской губы и направи­ лись на восток. Обогнув остров, названный позднее именем Шокальского, а затем Гыданский полуостров, суда устремились к устью Енисея. Был уже конец сентября, началось новое ледообразование, и судам пришлось еще раз (уже третий!) зазимо­ вать теперь на Енисее. Весной 1738 года, когда река вскрылась ото льда, Овцын с отрядом поднялись вверх по ней до селения Енисейск и завершили здесь длительное и очень трудное плавание от Тобольска на Иртыше до Енисейска, соответственно, на Енисее. К открытому и положенному на навигационные карты Двинско-Обским отрядом С. Малыгина и А. Скуратова морскому пути от Архангельска до Оби теперь доба­ вился очень важный и сложный для плавания морской участок от Оби к Енисею, открытый стараниями отряда лейтенанта Овцына и штурмана Стерлегова, —это еще более тысячи вёрст. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz