Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

впрочем, не только в Певеке или Тикси —вся страна как-то настороженно встре­ пенулась. Вот теперь моим старшему и второму помощникам буквально нет прохо­ да на судне, тем более, на причале. Идут слухи по побережью о повсеместном зак­ рытии предприятий, сокращении производств и соответственно об увольнениях работающих. Хотя, порою кажется, что многие слухи, пересуды, домыслы создаются и под­ держиваются кем-то направленно. Трудно разобраться в этой непростой ситуации, особенно нам —морякам, незнакомым с многими береговыми проблемами. Кажет­ ся, чрезмерно активно сработали этакие «стадные» инстинкты —началось поваль­ ное бегство людей, чем-то напоминающее печальные времена и события военных лет —эвакуация, беженцы... Ну, ничего —главное выдержка и спокойствие, прежде всего у старших судовых командиров. «Еще не вечер, —сказал спокойно капитан, — разберёмся, уладим, доставим всех желающих в славный город Архангельск. Прав­ да, далее не сможем —там только по железной дороге». А тут, словно с неба свалился (да и точно с неба —самолётом!) начальник Адми­ нистрации Северного морского пути В. В. Михайличенко. Да, Владимир Владими­ рович —бывший капитан судов Мурманского ледокольно-транспортного флота, старый добрый друг и вот ныне... большой начальник! И то сказать, если заглянем в историю, то обнаружим широко известные не только в нашей стране имена вели­ ких, заслуженных полярников —руководителей Управления Северного морского пути — академик О. Ю. Шмидт, доктор географических наук, адмирал, дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанин. Потом были тоже известные в стране руководители Арктики: А. А. Афанасьев был заместителем и народным комиссаром, потом на Енисее «врагом народа», позднее начальником порта Игарка, начальником Главсевморпути —зам. министра морского флота, ведущим государственным инспектором Администрации СМП, это легендарный в своём роде «зигзаг» истории. Более сорока лет сложной, противоре­ чивой, крайне напряженной и ответственной деятельности —настоящий герой того сурового, не всегда справедливого к людям времени. Был начальником Главсевмор­ пути и адмирал в отставке В. Ф. Бурханов. Впоследствии случались частые и большие преобразования —Управление «Глав- севморпуть» упразднили, была создана этакая современная структура: Админист­ рация Северного морского пути. А её начальником стал бывший капитан —мур­ манчанин К. Н. Чубаков, славный моряк и прекрасный человек. Кирилл Николае­ вич был в своё время старшим помощником капитана дизель-электрохода «Лена», когда мы ходили на ней в Первую и Вторую антарктические экспедиции. Позднее, при редких встречах в Москве или Мурманске, он —уже начальник Администра­ ции —выражал бурную радость, долго тискал нас в своих объятиях и, показывая присутствовавшим, торжественно объявлял: «Это же герои Антарктики —мои до­ рогие друзья!». Иногда, правда, получалось несколько театрально. Но то, что он считал нас и, естественно, себя героями Антарктики —у него получалось весьма искренне. Мы, конечно, героями себя никогда не считали. Мы знали всему этому истинную цену и считали себя и, конечно же, Кирилла Николаевича дельными мо- ряками-профессионалами. Это, пожалуй, достаточно —остальное «на публику». А вот теперь, в начале 90-х, начальником Администрации Северного морского пути, «губернатором Арктики», как в шутку говорили мы, его друзья, был Влади­ мир Владимирович Михайличенко —заслуженный моряк, опытный арктический капитан, умница, острослов с замечательно тонким, богатым юмором. Он сегодня 374

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz