Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

человек умный, практичный, опытный эксплуатационник, по-моему, уже вынаши­ вал этот вариант и охотно согласился с моими доводами. Он тут же подтвердил заг­ рузку судна и пообещал к вечеру прислать официальное распоряжение. Естественно, руководители порта Певек выразили капитану горячую благодар­ ность за инициативу: «Ну, теперь Вы наш лучший друг и товарищ!». А в порту тем временем обстановка накалилась до предела. Большая толпа жителей посёлка со­ бралась у проходной порта, угрожая блокировать Управление и все грузовые работы на судах. Мой звонок в Мурманск пришёлся как нельзя кстати. Заместитель началь­ ника порта Леонид Борисович Зашихин «вышел к народу» и объявил, что по предло­ жению капитана «Кандалакши» его начальники в Мурманске разрешили принимать весь груз и пассажиров из Певека па Архангельск. Поэтому теплоход завтра же будет поставлен к причалу и начнётся погрузка. Это последний приказ капитана —грузить всё и всех... желающих! Тут, пожалуй, небольшая вольность оратора, но... чего не ска­ жешь на радостях. Начальство ведь, по большому счёту, тоже люди, причём часто — умные, ответственные, думающие и болеющие за всё и за всех. Ну толпа, естественно, «возликовала» и тут же предложила избрать капитана «Кандалакши» почётным гражданином города Певека. Мелочь —но приятно! Это, разумеется, шутки, моя заслуга тут невелика —высказать то, что очевидно и понят­ но почти всем, ну а в Мурманске у телефона оказался умный и опытный руководи­ тель. А сегодня —в общем-то приятный для всех день и для моряков тоже. Вечером портовики Певека закончили выгрузку свежих овощей и солений в бочках. Овощи по заключению портовых экспертов —в полном объёме согласно документам и в отличном состоянии. Ну —гора с плеч! По этому случаю и. о. начальника порта пригласил капитана на праздничный обед: «Жена набрала сегодня свежих овощей аж на 500 рублей, завтра будет отличный украинский борщ —она великая мастери­ ца по этой части». Спасибо большое, добрые, милые, приветливые люди, за ваше гостеприимство и уважение к представителям с Большой земли. Итак, закончили выгрузку свежих овощей. Продолжались эти грузовые «стра­ дания» моряков на рейдах Колымы и Певека с 11 по 28 сентября 18 суток —очень продолжительное и довольно хлопотное мероприятие. Сложное, беспокойное, по­ рою, опасное занятие —арктические перевозки. Они требуют больших физических усилий и чрезмерного психологического напряжения, в первую очередь от моря­ ков: постоянное наблюдение и контроль за безопасной стоянкой судна на открытых морских рейдах, наблюдение за погодой, её реальными и прогнозируемыми измене­ ниями, за состоянием и движением дрейфующих морских льдов, швартовка и от- швартовка малых судов —распаузников, их безопасная стоянка у борта судна, гру­ зовые операции, особенно в свежую неспокойную погоду, когда малое судно бьёт о могучий борт морского транспорта, и, разумеется, безопасность грузчиков и членов экипажей при передаче грузов и людей. Особенно трудно работать морякам судов- снабженцев в Арктике в осенний период, когда выгрузка осуществляется силами экипажа на полярных станциях или в небольших арктических портопунктах. Ну что делать —кому-то надо заниматься и этими проблемами. Ранним утром 29 сентября теплоход «Кандалакша» ошвартовался к причалу порта Певек для погрузки запланированных грузов. И опять на причале, теперь уже непосредственно у трапа судна, множество людей, жаждущих поехать на Большую землю. Какой-то необычный ажиотаж —никогда в Арктике не наблюдалось такое. Разумеется, причины есть, в основном, очень нестабильная, нервная обстановка, 373

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz