Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
ми никак не согласуется с их интересами. И то правда —кому нужны порожние контейнеры со смехотворной перевалочной стоимостью? Ну и, естественно, одни пытаются их «свалить», а другим не хочется ими заниматься. Но, господа мурман чане и архангелогородцы, у вас же первоклассные порты с контейнерными терми налами —в чём проблемы? Ах, вам нужны только загруженные —ну, извините, из Арктики их разве что льдом можно загрузить, правда, качество было бы великолеп ное! С одной стороны —понятно: что за груз —порожняя посуда, вероятно, и немы тая. Но с другой —вывозить тару куда-то нужно, не лежать же порожним контейне рам годами в далёком арктическом порту. И положились мы —моряки —на старый бабушкин постулат: «Что бог не делает —всё к лучшему!». Грузите что угодно и куда угодно —всё перевезём! И еще одна совершенно новая проблема начинает разворачиваться с пугающим размахом —вывоз пассажиров с вещами из Певека на материк. А почему, собствен но, на материк —как это понимать? Возили пассажиров с вещами («юшарами») со Шпицбергена на материк —логично. Но ведь Певек и сам на огромном Евразий ском материке стоит? Ах, из Арктики на материк, то есть в европейскую часть Рос сии, вот теперь понятно, соображать надо! Значит, на материк пойдут домашние вещи, а главное —частная автотехника... с сопровождающими. Дело в том, что тут упорно ходят слухи самого фантастического посыла о даль нейших перспективах Арктики вообще и порта Певек в частности. «Злые» языки утверждают, что рудники, прииски, комбинаты будут скоро закрываться как нерен табельные, рабочих, соответственно, будут увольнять. Дальше —больше. Пришли известия «с материка» о том, что люди, имеющие собственность: дома, квартиры, землю и прочее в «самостийной Украйне», должны явиться лично и переоформлять это хозяйство —иначе всё пропадёт. Ну, это уже, что называется, —«под дых!». Нача лась форменная паника, потому что в арктических регионах много украинцев —жи вут и работают семьями, из поколения в поколение. Все же были свои —советские. И началось! Распродаётся и покупается поспешно, судорожно всякое имуще ство, а главное —автотехника. Теперь в частные руки идёт самая разнообразная грузовая, специализированная техника —настоящая ярмарка! С одной стороны, и неплохо —специалисты-автолюбители обзаводятся недорого собственными транс портными, строительными, пассажирскими и другими техническими средствами. Но как их удобнее и надёжнее переправить на Большую землю —к местам будуще го постоянного проживания? И вот теперь появился спасительный вариант. Тепло ход «Кандалакша» —огромный, современный корабль, который не только их ма шины, половину Певека увезти способен! Да и идёт почти порожний —ну что для него 100 или 200 пустых контейнеров? И прямо в Архангельск, а там —железная дорога. Лучше не придумаешь. Пошёл прямо-таки неуправляемый процесс. Толпа желающих уехать «на мате рик», да ещё с собственной автотехникой, —это серьёзно. Они ринулась в порт до биваться отправки в Архангельск или в Мурманск —без разницы. Но, друзья мои, я пока никаких официальных указаний об обратном маршруте не получал и, есте ственно, не уполномочен принимать что-либо к перевозке. А ну как в Японию за трубами большого диаметра «двинут»? Однако попробуй убедить «раскрученную» на переселение толпу. А тут еще групповой диспетчер из Мурманска «подлил масла в огонь»: «По предварительному плану после окончания выгрузки в Певеке судну следовать в балласте (читай —порожиём!) в Дудинку под погрузку руды и метал - 371
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz