Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
В Певеке 20 сентября —великолепное, необычайно яркое по местным меркам утро. Просвечивает неяркое солнце, разнообразные цвета, причудливые тени и ос лепительно белые, покрытые свежим снегом берега, горы и город. Скрылись грязь, мусор, колдобины. Наступающая зима всё и всех принарядила. Маловетрено. Чув ствуется приятная чистота и свежий вкусный арктический воздух. И небо не резко голубое, а мягко притушенное небольшими, белыми, очень симпатичными облака ми. Скалистые, будто приподнявшиеся вверх, берега бухты с восточной стороны уходят ближе к огромным, покатым кряжам и взгорьям у мыса Шелагского. Там высокие каменные утёсы словно могучие богатыри, явившиеся из дальних аркти ческих просторов, устало остановились перед безбрежным океаном, и гладь огром ной великолепной бухты, отдыхающей после промчавшегося на днях буйного цик лопа. Приятно волнительное ощущение чистого, благодатного раздолья. Упоитель ное великолепие арктической природы. 26 сентября. Две недели общих мытарств на внешнем Колымском и внутреннем Певекском рейдах под выгрузкой свежих овощей. И вот опять с выгрузкой нача лись проблемы. За последние сутки «выдали» только 280 тонн, всего выгружено 5370 тонн, на борту еще 1270 тонн. Причин, мешающих нормальной работе, много. Первая и главная —пару дней назад уехали к себе в Ильичёвск грузчики —основ ная рабочая сила. У них закончился срок договора. Теперь надежда только на мест ные «кадры», а их катастрофически не хватает —еще два судна под грузовыми опе рациями. Вторая причина —разнобой с распаузниками, вызванный несогласован ностью между диспетчерами Тиксинского и Певекского портов. Ну... Тикси это Якутия, а Певек уже Чукотка —два субъекта... Почему-то местные руководители считают выгрузку свежих овощей —весьма срочного груза —этакой неприятной повинностью для портов. И всегда стараются забрать сначала генеральные грузы: стройматериалы, топливо, техническое снаб жение. И этот порочный стереотип господствует десятилетиями. При подвозе с за пада свежих овощей в местных портопунктах, как правило, начинается вселенский переполох, этакая даже модная штурмовщина —взаимные «прихваты». «Вы что не понимаете... овощи идут!» —«Ну и что такого? Они идут ежегодно». —«И вы их, как правило, подмораживаете!». Ежегодные столкновения интересов, взаимное не понимание, обвинения всех и вся. Чаще крайними оказывются капитаны морских судов: то рано, «неожиданно», привезли, а грузчиков и распаузников свободных нет. А вот нынче —почему поздно? «Ну, теперь всё замёрзнет». —«Но, господа, когда нам погрузили, тогда мы и привезли, в чём проблема? Договаривайтесь о приемле мых сроках!» А то и вообще: «Вот... плохую погоду привезли вместе с овощами — было тепло и главное сухо, а теперь вот ежедневно дожди!». Ну, как у поэта: «Неправы всегда капитаны —во всём виноват капитан!». А нынче погода, ни в сказке сказать, ни пером описать! Вот снова утро —пре лесть. Если бы не заснеженные гористые берега Чаунской губы, вполне можно пред положить, что стоим где-то в благодатной гавани Средиземноморья. Солнечно, штиль, небо чистое, правда, несколько белесых тонов, особенно в северной четвер ти —видно далёкие ледовые отблески накладываются. Температура «за бортом» плюс 2 градуса. Лучше в конце сентября в восточной Арктике —трудно предста вить. О таких погодных условиях здесь можно только мечтать. И опять столкновения интересов сошлись: у Мурманска, Архангельска и Певе ка по поводу обратной загрузки судна. Понятно: загрузка порожними контейнера 370
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz