Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

В Певеке 20 сентября —великолепное, необычайно яркое по местным меркам утро. Просвечивает неяркое солнце, разнообразные цвета, причудливые тени и ос­ лепительно белые, покрытые свежим снегом берега, горы и город. Скрылись грязь, мусор, колдобины. Наступающая зима всё и всех принарядила. Маловетрено. Чув­ ствуется приятная чистота и свежий вкусный арктический воздух. И небо не резко голубое, а мягко притушенное небольшими, белыми, очень симпатичными облака­ ми. Скалистые, будто приподнявшиеся вверх, берега бухты с восточной стороны уходят ближе к огромным, покатым кряжам и взгорьям у мыса Шелагского. Там высокие каменные утёсы словно могучие богатыри, явившиеся из дальних аркти­ ческих просторов, устало остановились перед безбрежным океаном, и гладь огром­ ной великолепной бухты, отдыхающей после промчавшегося на днях буйного цик­ лопа. Приятно волнительное ощущение чистого, благодатного раздолья. Упоитель­ ное великолепие арктической природы. 26 сентября. Две недели общих мытарств на внешнем Колымском и внутреннем Певекском рейдах под выгрузкой свежих овощей. И вот опять с выгрузкой нача­ лись проблемы. За последние сутки «выдали» только 280 тонн, всего выгружено 5370 тонн, на борту еще 1270 тонн. Причин, мешающих нормальной работе, много. Первая и главная —пару дней назад уехали к себе в Ильичёвск грузчики —основ­ ная рабочая сила. У них закончился срок договора. Теперь надежда только на мест­ ные «кадры», а их катастрофически не хватает —еще два судна под грузовыми опе­ рациями. Вторая причина —разнобой с распаузниками, вызванный несогласован­ ностью между диспетчерами Тиксинского и Певекского портов. Ну... Тикси это Якутия, а Певек уже Чукотка —два субъекта... Почему-то местные руководители считают выгрузку свежих овощей —весьма срочного груза —этакой неприятной повинностью для портов. И всегда стараются забрать сначала генеральные грузы: стройматериалы, топливо, техническое снаб­ жение. И этот порочный стереотип господствует десятилетиями. При подвозе с за­ пада свежих овощей в местных портопунктах, как правило, начинается вселенский переполох, этакая даже модная штурмовщина —взаимные «прихваты». «Вы что не понимаете... овощи идут!» —«Ну и что такого? Они идут ежегодно». —«И вы их, как правило, подмораживаете!». Ежегодные столкновения интересов, взаимное не­ понимание, обвинения всех и вся. Чаще крайними оказывются капитаны морских судов: то рано, «неожиданно», привезли, а грузчиков и распаузников свободных нет. А вот нынче —почему поздно? «Ну, теперь всё замёрзнет». —«Но, господа, когда нам погрузили, тогда мы и привезли, в чём проблема? Договаривайтесь о приемле­ мых сроках!» А то и вообще: «Вот... плохую погоду привезли вместе с овощами — было тепло и главное сухо, а теперь вот ежедневно дожди!». Ну, как у поэта: «Неправы всегда капитаны —во всём виноват капитан!». А нынче погода, ни в сказке сказать, ни пером описать! Вот снова утро —пре­ лесть. Если бы не заснеженные гористые берега Чаунской губы, вполне можно пред­ положить, что стоим где-то в благодатной гавани Средиземноморья. Солнечно, штиль, небо чистое, правда, несколько белесых тонов, особенно в северной четвер­ ти —видно далёкие ледовые отблески накладываются. Температура «за бортом» плюс 2 градуса. Лучше в конце сентября в восточной Арктике —трудно предста­ вить. О таких погодных условиях здесь можно только мечтать. И опять столкновения интересов сошлись: у Мурманска, Архангельска и Певе­ ка по поводу обратной загрузки судна. Понятно: загрузка порожними контейнера­ 370

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz