Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
недеятельности населения городов, посёлков, полярных станций, зимовок. А вот нынче 15 сентября —по традиционным срокам еще разгар навигации, однако на рейде Певека скромно приютились два судна —дальневосточники, ну и вот теперь мы —будем третьими. И кажется пустынным, заброшенным этот великолепный обширный рейд. Что делать, вероятно, стала затухать активная деятельность и в этом арктическом при морье. Быстро и легко стали забываться былые, традиционно-боевые, наступатель ные порывы государственного масштаба. Свёрнуты перспективные разработки, кон кретные планы, идеи освоения и дальнейшего использования огромного потенциа ла этого богатого региона. Заброшены замечательные начинания О. Ю. Шмидта, И. Д. Папанина, Г. А. Ушакова, Н. Н. Урванцева, В. Ю. Визе и многих других благо родных рыцарей Арктики, государственников, энтузиастов и радетелей Россий ского Севера, Заполярного края, Северного морского пути. Ушли в небытие обширные, оптимистичные планы развития и обустройства побережья Ледовитого океана, оптимистические традиции индустриально жизне утверждающего века, когда строились и развивались: Амдерма и Новый Порт, Игар ка и Усть-Порт, Норильск и Дудинка, Диксон и Хатанга, Тикси и Певек. Начинают подниматься и задиристо муссироваться вопросы —нужен ли Северный морской путь и... Арктика вообще? Любопытная деталь. Сейчас в среде морской обществен ности бытует этакая суетливая, шумная концепция —зачем нам этот арктический флот? На одном из общих собраний экипажа того времени по «текущему моменту» (почему-то частенько припоминаются революционные фразы и лозунги середины 1917 года) выступает шустрая девица —представительница обслуживающего персо нала с «конструктивным» предложением: «А... вааще, зачем нам эти всякие атомные ледоходы —одни расходы от них, нужно... это... просто реализовать... ну как... про дать, и...». Боцман не выдержал и саркастично продолжил: «Ну да, а деньги поделить! Слушай, ты, молодушка с пид Пилтавы, закрой...» —дальше пошли почти палубные выражения, и собрание превратилось в неприличный балаган. Да, бывало и такое. Это, разумеется, крайние «выбросы» дурости и примитивного политического распутства. Но были и весьма направленные примеры недоброго отношения к тому, что уже создано, построено, оправдано экономически. Стало активно проявляться чьё-то недоброе, противное здоровым национальным интересам влияние, навязчи вая идея ненужности всего Российского Крайнего Севера. Впрочем, уважаемый читатель, мы отвлеклись, это очень большая и трудная, но отдельная тема. А теплоход «Кандалакша» продолжает стоять на рейде арктического порта Певек —идёт выгрузка овощей и хочется с удовольствием отметить, что выгру жают довольно активно, работают две бригады в двух трюмах. Уже выгружено 3550 тонн —перевалили за половину общего количества груза на борту. А за после дние сутки выгрузили более 600 тонн —неплохо. Практически утихли жаркие деба ты и активный радиообмен на тему: где, когда и как выгружать свежие овощи — этот срочный скоропортящийся груз. Два момента, господа руководители берего вых заготовительных структур. Во-первых, выгружать всегда лучше, спокойнее, быстрее в закрытой гавани, а не на открытых морских рейдах, это, как говорят, коню понятно. Во-вторых, уважаемые господа предприниматели, торговцы, «негоциан ты», иногда следует прислушиваться к компетентным, дельным предложениям опытных морских капитанов, а не только амбициозных береговых чиновников, слу чайно попавших «не куда надо». 369
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz