Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

И каковы их реальные возможности для обработки «внеплановых» более шести тысяч тонн свежих овощей? Для небольшого арктического порта —задача отнюдь не из лёгких. Причём груз-то «чужой» —не для них... даже для другой, соседней Республики Якутии. А главные, ведущие, фигуры всего этого торгово-транспортного «кумпанства» — в якутском порту Тикси. Они занимают ключевую позицию. Тиксинское пароход­ ство уже направило на бар реки Колымы для нашей распаузки (перегрузки груза) теплоход типа «река—море» «Волгодон» грузоподъёмностью 5 тысяч тонн. Да еще, если верить информации, 25 грузчиков на нём. Естественно, тиксинцы будут требо­ вать подачу судна на внешний рейд Колымы —у них, при всём при том, есть шанс хорошо заработать. Предлагать, требовать, давать согласия в данных условиях ни­ кому не противопоказано, однако, есть партнёры, у которых гоже свои выгоды и собственные резоны, и кто из них «поимеет» тут больший интерес —сказать пока трудно. Я как капитан транспорта одна из серьёзных фигур в этой партии, тоже стою на позиции выгрузки груза в Певеке. Для меня главное —благоприятные, спокойные условия стоянки судна в закрытой гавани и безусловная экономия времени при об­ работке судна. Тем более, что пока свежие овощи в отличном состоянии: сухие, чи­ стые, хорошо упакованные, на площадках, поддонах —выгружай быстро, развози по заказчикам и на прилавки магазинов, что может быть лучше для арктических портопунктов и посёлков. Но, чувствуется, впереди много переговоров, споров, вплоть до национально-местнических аргументов, пока все «выступят» и серьёзно возьмутся непосредственно за дело. Так что не будем предварять развитие событий — пусть сначала «старшие» на берегу выговорятся. Красивым поздним вечером на северных румбах под низко нависшим над гори­ зонтом светлым, но не жарким солнечным шаром пронесло в белесой дымке конту­ ры острова Столбовой. Высокогорный, обрывистый, одинокий, словно грозный ча­ совой, он столетия стоит на своём посту перед подходами с запада к проливу Сан­ никова между Новосибирскими и Ляховскими островами. Встретили тиксинский теплоход «Фёдор Охлопков» —старый знакомый! Я на этом судне 10 лет назад, в сентябре 1982 года, в бытность капитаном-наставником шёл пассажиром-попутчи- ком из Тикси с теплохода «Нина Куковерова» в Певек на «Павел Вавилов», стояв­ ший там под выгрузкой грузов. Спросил по УКВ, кто теперь капитан, —конечно, другой. А о моём добром знакомом никто и не слышал —вот так. Со встречного сообщили, что в проливе Дмитрия Лаптева лёд редкий на распла­ вах. Но нас сейчас интересует пролив Санникова. А спустя пару часов вошли в ледо­ вые полосы, правда, для нас несложные —5—6 баллов с большими участками откры­ той воды. Идём на двух машинах, сравнительно легко и с приличной скоростью. Под утро вошли в контакт на УКВ с дальневосточным ледоколом «Красин». Он стоит в районе острова Котельный, в 5 милях южнее полярной станции «Саннико­ ва» на мысе Медвежий —обеспечивает выгрузку нашего мурманского теплохода- снабженца «Валя Котик». Далеко забрались, земляки! Позднее переговорил с капи­ таном Архиповым. Евгений Михайлович —старый арктический моряк, проведший большую часть своей нелёгкой моряцкой жизни в снабженческих рейсах. В течение многих лет он регулярно обеспечивал полярников —от Карских Ворот на западе до острова Жохова на востоке. Да, трудно ему тут сейчас. И раньше, в былые, ожив­ лённые арктические навигации снабженцам приходилось нелегко —льды, штормы, 360

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz