Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Танкер «Вентспилс», поблагодарив за совместное плавание и поддержку в трудных ледовых ситуациях, попрощался и отправился в Хатангский залив сливать топли во, а архангельский лесовоз «Павел Корчагин» побежал в Тикси под погрузку леса. Он оказывается в балласте идёт с Балтики в Арктику! Да, роскошно живём, кол леги, —половину трассы Севморпути в балласте. Ну... красиво жить не запретишь! А мы на «Кандалакше», оставшись без каравана, в гордом одиночестве двинулись к Новосибирским островам, конкретнее —к проливу Санникова. Над безбрежными просторами моря Лаптевых по-арктически роскошное утро. Погода отличная: солнечно, светло-голубое, очень высокое небо, без единого обла ка, слабый северо-западный ветерок и совершенно чистая ото льда, насыщенная густой синевой и подернутая мелкой весёлой рябью поверхность моря. Видимость исключительная —такая бывает только здесь, в Арктике, в летние и ранние осенние арктические дни. Горизонт беспредельно далёкий и в то же время очень резко очер ченный. А видимость настолько беспредельна, что поверхность моря кажется чуть- чуть выпуклой. Это уже, наверное, субъективное восприятие наклона земной по верхности, а возможно и реальность? И еще одно наблюдение. Удивительно остро реагируют моряки на изменения погоды и окружающей обстановки, особенно в арктическом плавании. Всё на лицах написано! Вот, не далее как три дня назад, на подходах с запада к проливу Вилькиц кого, особенно между островами Фирнлея и Гейберга, когда караван во главе с ато моходами попал в тяжёлое ледовое сжатие, у моряков явно тоскливо и тревожно было на душе. На лицах чётко выражено этакое недоумение: «Да, попали мы, ка жется, в тяжкую переделку и занесло же нас в эту тьму-таракань, когда и как отсюда выберемся?». А вчера уже заметно повеселели, особенно во время успешного пла вания вдоль южных берегов Северной Земли, хотя еще с затаённой тревогой погля дывали на бесконечную ледовую кромку, проступающую по правому борту: «Авось проскочим, капитан не выдаст —ему не впервой, вон торчит безвылазно на крыле мотика!». На лицах «должностных», время от времени появляющихся на мостике по делу и без, заметное просветление и общее оживление. А сегодня с утра явно праздничное настроение. Конечно, они в большинстве своём и не видели наших ночных мытарств, разве что сквозь сон иногда ощущали толчки и вибрацию корпуса, когда вахтенные штурмана с матросами-рулевыми вир туозно «извивались», маневрируя среди ледяных полей. Когда их пригласили к зав траку, по носу судна —щедрое солнце, и вокруг разливалась такая благодать, что у всех наступило ярко выраженное умиление: «Ну, дождались, наконец, приличных деньков —живём, братцы!». Да, немного моряку в плавании надо —хорошее судно, хорошая погода да еще добрый завтрак и сам чёрт не брат —отличное, деловое на строение обеспечено на весь день. А если и подпортится погода к вечеру, ну, что же бывает, не привыкать, пробьёмся! И очень важно всемерно поддерживать взаимно доброе, деловое, оптимистичное настроение в людях. Это уже серьёзная задача и, если угодно, одна из главных обязанностей командиров и, в первую очередь, ка питана. Вечером пришел очередной «эстафет» из Мурманска от руководителя эксплуа тационного отдела В. Н. Подольного, подтверждающий согласие направить судно в Певек на выгрузку. Ну, господа, подтверждать почти всегда легко. Главное, как на это посмотрят в Певеке, —важно их согласие. У них тоже, надо полагать, свои пла ны, задачи, намерения, особенно на завершающем этапе арктической навигации. 359
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz