Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
редких металлов». Воспринято это было довольно серьёзно. Туда пошли транспорт ные суда с грузами стройматериалов, горной и автотехники. Вероятно, где-то в мини стерских кругах твёрдо решили строить рудники и посёлки, начинать разработки золотых приисков. Базой избрали бухту Солнечная. Кстати, тут и оказался тогда теплоход «Пионер Литвы» —привёз тяжеловесную технику для будущей стройки да и вмёрз в ледовый припай по случаю «неожиданно начавшейся» зимы. А мы в декабре на атомоходах «Сибирь» и «Ленин» лихо «выдернули» его из припая и при вели в Енисейский залив. Восточнее острова Большевик располагаются острова поменьше: Старокадом- ского и Малый Таймыр —низменные, с полого опускающимися к морю берегами. Небольшие, неприметные с моря острова, а всё же усмотрели их 80 лет назад участ ники Северной гидрографической экспедиции на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Первыми приметили их соответственно: судовой врач Л. М. Старока- домский и вахтенный начальник «Вайгача» лейтенант А. Н. Жохов. Видать, надле жаще была поставлена служба наблюдения на судах. По фамилиям «первооткрыва телей» (в частности, остров Жохова) и назвали —тоже история. К вечеру того же дня, юго-восточнее островов, минуя небольшую ледовую пе ремычку, вышли на «большую» воду моря Лаптевых и встретились с ледоколом «Капитан Сорокин». Под проводкой у него латвийский танкер с каким-то новым заковыристым названием. У нас для ледокола около тонны продуктов, почта, по сылки. «Арктика», закончив нашу проводку, пошла на запад навстречу следующим судам. «Россия», отвернувшая ранее, направилась туда же. Мы вступили офици ально под проводку дизельного ледокола «Капитан Сорокин». Судя по информации, с «Капитана Сорокина», главного ледового «куратора» в море Лаптевых, здесь ледовая обстановка «пока!» довольно благоприятная: не большие перемычки по 4—6 баллов и обширные пространства чистой воды. Старый плотный лёд держится у восточного побережья Таймыра в районе островов Комсо мольской Правды —ну, это традиционный локальный «ледовый мешок». Вероят нее всего, он же, 250 лет назад, дважды преградил путь экспедиционному судну Великой северной экспедиции «Якутск». Сначала под командой лейтенанта В. Прон чищева, а затем —лейтенанта X. Лаптева. Да, случаются в Арктике такие вот, каза лось бы, невероятные совпадения. А вот мористее чисто теперь и тогда тоже воз можно так было. Но, к сожалению, отважные мореходы не усмотрели —видимость была неважная, а радиолокаторы, к великому сожалению, еще не существовали, да какие там локаторы —бинокля приличного не было. У нас же составился новый (старый!) караван: «Капитан Сорокин», танкер «Вентспилс», лесовоз «Павел Корчагин» и замыкающая «Кандалакша». Погода при личная: ветер слабый, облачно, видимость 8—10 миль, температура плюс 1 градус. Скорость 13 узлов, лёд —отдельные редкие полосы. Таким порядком шли полсуток за ледоколом мористее восточного побережья полуострова Таймыр. В координа тах: широта 76 градусов 20 минут северная, долгота 111 градусов 17 минут восточ ная, ледокол закончил проводку. Капитан И. К. Мацигановский выдал информа цию и генеральные рекомендации для дальнейшего следования и... передал провод ку каравана капитану «Кандалакши». Ледокол пошел к проливу Вилькицкого тоже навстречу судам, идущим с запада, а мы, выйдя в голову каравана, повели его далее на юго-восток. Обойдя несколько небольших скоплений льда, караван вышел в очередную точку, определённую ледоколыциками. Здесь совместное плавание завершилось. 358
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz