Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

редких металлов». Воспринято это было довольно серьёзно. Туда пошли транспорт­ ные суда с грузами стройматериалов, горной и автотехники. Вероятно, где-то в мини­ стерских кругах твёрдо решили строить рудники и посёлки, начинать разработки золотых приисков. Базой избрали бухту Солнечная. Кстати, тут и оказался тогда теплоход «Пионер Литвы» —привёз тяжеловесную технику для будущей стройки да и вмёрз в ледовый припай по случаю «неожиданно начавшейся» зимы. А мы в декабре на атомоходах «Сибирь» и «Ленин» лихо «выдернули» его из припая и при­ вели в Енисейский залив. Восточнее острова Большевик располагаются острова поменьше: Старокадом- ского и Малый Таймыр —низменные, с полого опускающимися к морю берегами. Небольшие, неприметные с моря острова, а всё же усмотрели их 80 лет назад участ­ ники Северной гидрографической экспедиции на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Первыми приметили их соответственно: судовой врач Л. М. Старока- домский и вахтенный начальник «Вайгача» лейтенант А. Н. Жохов. Видать, надле­ жаще была поставлена служба наблюдения на судах. По фамилиям «первооткрыва­ телей» (в частности, остров Жохова) и назвали —тоже история. К вечеру того же дня, юго-восточнее островов, минуя небольшую ледовую пе­ ремычку, вышли на «большую» воду моря Лаптевых и встретились с ледоколом «Капитан Сорокин». Под проводкой у него латвийский танкер с каким-то новым заковыристым названием. У нас для ледокола около тонны продуктов, почта, по­ сылки. «Арктика», закончив нашу проводку, пошла на запад навстречу следующим судам. «Россия», отвернувшая ранее, направилась туда же. Мы вступили офици­ ально под проводку дизельного ледокола «Капитан Сорокин». Судя по информации, с «Капитана Сорокина», главного ледового «куратора» в море Лаптевых, здесь ледовая обстановка «пока!» довольно благоприятная: не­ большие перемычки по 4—6 баллов и обширные пространства чистой воды. Старый плотный лёд держится у восточного побережья Таймыра в районе островов Комсо­ мольской Правды —ну, это традиционный локальный «ледовый мешок». Вероят­ нее всего, он же, 250 лет назад, дважды преградил путь экспедиционному судну Великой северной экспедиции «Якутск». Сначала под командой лейтенанта В. Прон­ чищева, а затем —лейтенанта X. Лаптева. Да, случаются в Арктике такие вот, каза­ лось бы, невероятные совпадения. А вот мористее чисто теперь и тогда тоже воз­ можно так было. Но, к сожалению, отважные мореходы не усмотрели —видимость была неважная, а радиолокаторы, к великому сожалению, еще не существовали, да какие там локаторы —бинокля приличного не было. У нас же составился новый (старый!) караван: «Капитан Сорокин», танкер «Вентспилс», лесовоз «Павел Корчагин» и замыкающая «Кандалакша». Погода при­ личная: ветер слабый, облачно, видимость 8—10 миль, температура плюс 1 градус. Скорость 13 узлов, лёд —отдельные редкие полосы. Таким порядком шли полсуток за ледоколом мористее восточного побережья полуострова Таймыр. В координа­ тах: широта 76 градусов 20 минут северная, долгота 111 градусов 17 минут восточ­ ная, ледокол закончил проводку. Капитан И. К. Мацигановский выдал информа­ цию и генеральные рекомендации для дальнейшего следования и... передал провод­ ку каравана капитану «Кандалакши». Ледокол пошел к проливу Вилькицкого тоже навстречу судам, идущим с запада, а мы, выйдя в голову каравана, повели его далее на юго-восток. Обойдя несколько небольших скоплений льда, караван вышел в очередную точку, определённую ледоколыциками. Здесь совместное плавание завершилось. 358

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz