Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Наконец, разгребли, освободили. Танкер, кажется, цел и не очень помят. «Арк тика» взяла прибалта на «усы» и втроём двинулись в нашу сторону. Мы, естествен но, не оплошали —после прохода всей компании быстренько «ввернули» в свежий канал и энергично двинулись за лидерами. А спустя несколько часов уже сформи ровался приличный ледовый караван: впереди идёт новый флагман «Россия», за ней своим ходом «Павел Корчагин», следом уверенно разгребает ледовые завалы ярко-румяная «Кандалакша» и замыкают караван «Арктика» с танкером на букси ре вплотную. Кстати, я уже упоминал, что корпуса наших «кораблей высоких широт» типа «Норильск» окрашены в ярко-красные цвета. В принципе идея хороша —на белом снежно-ледовом фоне арктических морей эти суда видны очень далеко и легко уз наваемы, даже при пониженной видимости. Но «матросский» термин «морковки» коробит и оскорбляет слух старых моряков. Да что поделаешь, как говорила покой ница бабушка, «на чужой роток не накинешь платок!». Пройдя восточнее архипелага Гейберга, вышли на легкие льды и направились к проливу Вилькицкого. Кстати, острова Гейберга были открыты экспедицией Ф. Нансена на «Фраме» в 1893 году и названы по фамилии норвежского морского консула в Англии А. Гейберга, принимавшего деятельное участие в снаряжении эк спедиции. По информации атомоходцев (они всегда всё в Арктике знают!) вдоль северного побережья пролива чистая вода. Вот так —около архипелага Норденшель- да и в проливе Матисена сверхмощные арктические льды, а в проливе Вилькицко го, по крайней мере, в его северной части —чистая вода. И мы идём мимо бухты Солнечная, милях в 8 от берега в направлении острова Малый Таймыр. Он тоже частично прикрывает с севера пролив Вилькицкого, а «за компанию» и большой, грозный полуостров Таймыр. Но нынче там по слухам всё блокировано старыми тяжёлыми льдами. 6 сентября около полудня пересекли в восточном направлении 104-й меридиан — траверз мыса Челюскин, далее на восток —уже море Лаптевых. Да, это легендар ный мыс, открытый в мае 1742 года славным русским штурманом С. И. Челюски ным. И надо же... юбилей! Нынче 250 лет со времени открытия мыса. Но в этот раз природа, словно по заказу, прикрыла свой «любимый» мыс плотным ледовым мас сивом —«дабы не совались тут всякие со своим праздным любопытством —кто, да когда, да по какому поводу!». В этот раз мать-природа широко открыла южные тоже не очень знакомые бере га Северной Земли. Эта также «обретённая» трудами славных российских моряков «Землица» и вовсе молода —всего 80 лет после открытия. А если серьёзно, то Се верная Земля —гигантский островной архипелаг, по площади не уступающий на шему Кольскому полуострову. Теперь мы идём мимо берегов этой Земли в десятке миль мористее её. Берега высокие, скалистые, чистые ото льда. «Берег высоты сред ней, приярой (крутой, обрывистый)» записал бы, вероятно, Семён Иванович Че люскин. Мы же отметим, что берега скалистые, тёмно-серые, высокие с нависшими над ними плотными свинцового цвета облаками. Лишь кое-где между вершинами отдельных ровных плато и нижней границей облачности просвечивают «подрези- ны» —узкие, будто сабельные лезвия, полосы чистого неба. Суровая, таинственная, пока пустынная земля. Помнится, лет 10—12 назад, в половине 80-х, вдруг пошли разговоры: «На Се верной Земле обнаружены крупные, перспективные месторождения золота и 357
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz