Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
полную мощность, но безрезультатно —«усы» из стального троса диаметром 65 мм рвутся словно нитки, а корпус транспорта буквально стонет от напора льдов. Вот и устремился туда на помощь отважный капитан Ламехов со своей могучей «Росси ей». Она моложе и, соответственно, мощнее, маневреннее почтенной матушки «Арктики» —той уже под 20 и каких лет! Кроме того, у «России» работает система пневмообмыва корпуса, а это очень существенная помощь в ледопроходимости. А на нас, к удивлению моряков, вдруг обрушился из тёмного тяжёлого заряда проливной дождь —ну чисто тропический ливень, правда, и температура «за бор том» плюс 3 градуса «жары» —смеются моряки. Всё смешалось в этом суровом, угрюмом Притаймырье —Арктика! И нас всех под действием сильного и продол жительного южного ветра вместе с ледовым массивом довольно активно смещает на северо-восток к проливу Вилькицкого. Боцман Ярошенко —этакий местный «Кот Матроскин» —хитровато щурится и приговаривает: «Если бы эти постылые сморо- зяки поменьше давили, так и до Челюскина можно безбедно ехать! Опять же и у механиков... с керосином экономия». Старпом дружелюбно ворчит: «Тебе всё сразу подавай —и чтобы давило поменьше и на халяву проехать, да еще и экономия. Луч ше иди “усы” готовь, скоро и до нас очередь дойдёт —на буксире трепыхаться». — «Типун тебе на язык, старшой!». Но у ледоколов, кажется, дело пошло на лад, появилась тенденция к стабилиза ции в движении льдов. «Арктика» с «Россией» выдернули-таки «Павла Корчаги на» из этого окаянного ледового «колоба» и устремились на простор восточного участка Карского моря. Отойдя от нас миль на 50 к востоку, атомоходы оставили транспорт на сравнительно лёгком ледовом участке и побежали в нашу сторону, за танкером «Вентспилс», разумеется. Его, беднягу, так обложило льдами со всех сторон, что ледоколыцики весело шутят: «Ваши мачты и надстройку еще видим, а ниже —сплошной лёд!». Мы тоже, своевременно изготовившись, пропустили атомоходы, «свалились» в их свежий канал и рванули полным ходом вперёд, к месту стоянки лесовоза. Анато лий Ламехов —капитан «России» —весело крикнул вдогонку: «Степаныч, пригля ди там за “Павлом”, пока мы тут соседей осчастливим!». Этим удалым ледоколыци- кам атомоходы да и Арктика в целом, наверное, и вправду —дом родной. А льды тут действительно серьёзные скомпановались. Годовалые и старше гигантские поля, оторванные в своё время от берегов, толщиной болеее 2-х метров, сморози, нагро мождения торосов —классическая Арктика. Атомоходы, между тем, начали подбираться и «выколупывать» заваленный льда ми танкер из жестких объятий. Освобождать его —дело тоже весьма деликатное. Ледоколы с их огромной ядерной мощью, безусловно, могут сходу разворочать и «пропахать» любые сморози и торосы. Но в этих торосах «сидит», в данном случае, не очень прочный корпус танкера. И как знать, пройдись атомоход мимо хорошим ходом, размашисто расталкивая и расшвыривая огромные ледовые обломки, может случиться и так, что одну из отброшенных тяжёлых сморозей двинет в сторону суд на. Еще один прямой удар по корпусу и не исключена вмятина, а то и реальная про боина в борту. И судоводители атомоходов, осознавая и оценивая эту мощь при про водках транспортов в тяжелых льдах, строго придерживаются медицинского прин ципа —«не навреди!». Вот и подбираются они сейчас к танкеру, не окалывая, не круша ледовую массу, а исподволь раскачивая её, «разгребая» торосистые завалы вокруг корпуса. Ледокольная работа —дело тонкое! 356
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz