Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

миновали Обскую губу, вошли в устье реки Обь и завершили плавание в селении Берёзов, расположенном на берегу этой великой сибирской реки. Таким образом, Двинско-Обский отряд под командой лейтенантов Малыгина и Скуратова успеш­ но выполнил свою главную задачу — проложил морской путь из Белого моря в Обскую губу. Командир отряда Малыши с помощниками составили первую, довольно точную карту обширных участков побережья Белого, Баренцева и Карского морей между Архангельском и Обской губой общей протяжённостью около четырёх тысяч кило­ метров. Лейтенант Малыгин впервые обозначил на этой карте название моря — Карское, вероятно, в память о реке Кара, на побережье которой отряд провёл две срав­ нительно благополучные зимовки. Кроме того, на этой же карте моряки впервые более-менее точно нанесли полуостров Ямал, который до тех пор вообще нигде не значился. Деятельность Двинско-Обского отряда продолжалась с 1734 по 1740 годы. Адмиралтейств-коллегия, выслушав доклады руководителей отряда Малыгина и Скуратова, а также ознакомившись с документами, в частности, с картами и опи­ сями, признала работу отряда весьма успешной и полезной. Лейтенанту Скуратову было высказано особое одобрение и поручено «учинить общую карту берегов от Архангельска до портов на реке Обь». А капитан Малыгин «за сугубо полезные дей­ ствия и успешное выполнение генеральной инструкции» был официально освобождён от судебной ответственности, «висевшей» на нём за гибель коча «Экспедицион» в навигацию 1736 года. Известный полярный исследователь Ф. П. Литке отозвался об этих офицерах так: «Управляющие экспедицию исполнили всё, что им было возможно. Из них наи­ паче Малыгин и Скуратов отличались всеми достоинствами, коим мы удивляемся в первейших и наиболее славных мореходах: решительностью, осторожностью, не­ утомимостью. Но препятствия физические были столь велики, а напротив средства, им данные, столь недостаточны, что более должно удивляться, что совершено ими, нежели тому, что не сделано»1. Итак, открытие морского пути из Архангельска в Обскую губу состоялось. Параллельно с работой Двинско-Обского отряда в навигацию 1734 года начал экспедиционное плавание второй, так называемый Обско-Енисейский отряд. Рабо­ та этого отряда начиналась в сибирском городе Тобольске. Здесь было построено специальное судно —дубель-шлюпка «Тобол». Что же представлял собою этот ко­ рабль для будущего плавания в полярном море? Это было небольшое деревянное парусно-гребное судно. Его размеры: длина —22 метра, ширина —около 5 метров, осадка —2,2 метра. Судно было двухмачтовым и кроме парусного оснащения имело комплект весел. Под палубой имелись помещения —трюм для хранения судовых припасов, в кормовой части жилое помещение для офицеров, а в носовой —отде­ лённые от трюма «кубрик» для команды и судовая поварня. Вновь построенное судно осмотрел и одобрил специально приехавший в Тобольск начальник экспедиции капитан-командор Витус Беринг. Командиром «Тобола» и руководителем Обско-Енисейского отряда он назначил лейтенанта Дмитрия Леонтьевича Овцына —грамотного, опытного моряка, гидрографа-нави­ гатора . На борту нового экспедиционного судна находились 56 человек: офицеры, штурманы, геодезисты, рудознатцы и прочие морские служители. 1Ф. П. Литке. Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля». —СПб, 1828. - 4 . 1. - С. 42. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz